Учение о пустоте, к которой мы так стремимся, есть, в сущности своей, романтическое учение о страданиях «души» человека. Но любые страдания, как учит Будда, «покоятся на разочарованиях». Мы оказываемся страдальчески разочарованными, если ожидания, которые мы лелеем в себе, вдруг не оправдаются. Разочарование, на наш взгляд, предполагает веру в реальность, разочаровывающую нас в существующем положении вещей и процессов. Данная вера включает в себя также и убеждённость в реальности нашей собственной «духовной энергии», нашей собственной личности. Но человек также может оказаться разочарованным и самим собой.
Пустота, покидающая реальные бытийственные смыслы, устремляется к постоянству и прочности всего, что возникает само по себе и независимо от другого. Таким образом, пустота имеет, как и «атомы», «субстанциальную» природу. Напротив, то, что не имеет самостоятельности, что не рождается посредством самого себя, то и характеризуется отсутствием «субстанциального». Или, согласно буддийской терминологии – это есть отсутствие (пустота), «санкхья». Ведь, если пустота возникла не посредством исключительно самой себя, то отсюда следует то, что она «родилась посредством другого или же в зависимости от другого»[149].
Имеющие к нам отношение вещи возникают зачастую только в «переносном смысле». Это касается и нашей собственной личности, а также «субстанциальности» нашего «Я».
Учение о пустоте, а также учение об относительности всего сущего, в принципе, описывают то же самое положение вещей. «Составное, т.е. разложимое на части, бытие, понятое негативно, не является ничем иным, кроме как пустотой, а это и есть пустота; напротив, разложимое на части бытие, понятое «позитивное», не является ничем другим, кроме как этим «составным бытием в зависимости»[150]. Красота зависит от того, любит ли человек других, или нет.
Познание «ничтожности» и относительности «всего сущего» имеет огромное жизненно-практическое значение. Учение о пустоте, которое сегодня выдвигается на первый план в сравнении с учением об «атомах», становится непоколебимым и необратимым убеждением. Пустота сопровождает нас от рождения до самой смерти.
Любое страдание человека проистекает из желаний и антипатий. Эти последние могут существовать только до тех пор, пока жаждущий преисполнен ими. Но духовное напряжение, свойственное существованию событий, чаще всего означает крушение ожиданий и желаний. Это – одновременно и конец всяких разочарований, возможных в недалёком и отдалённом будущем. Духовное напряжение, в принципе, должно стать основой творчества, поскольку в последнем осуществляется прорыв в трансцендентное, которое сопряжено с поиском такой красоты, которая бесконечно превышает ту, которой служит и перед которой преклоняется примитивный человеческий рассудок.
Список литературы
1. Бахтизина Д.И. Бытие и духовность музыки: Монография [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 124 с.
2. Бахтизина Д.И. Философский анализ онтологической истинности музыки. – Авт-т дисс… доктора филос. наук. – Уфа, 2012. – 39 с.
3. Бахтизина Д.И. Ценностный концепт истинности музыки: Монография / Д.И. Бахтизина. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – 166 с.
4. Блох Э. Тюбингенское введение в философию / Пер. с нем Т.Ю. Быстровой, С.Е. Вершинина, Д.И. Криушова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1997. – 400 с.
5. Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости) / Авт. предисл. и науч. редактор профессор А.В. Лукьянов. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – 248 с.
6. Вильданов Х.С. Ценность как предмет философского познания: Авт-т дисс… доктора филос. наук. – Магнитогорск, 2009. – 35 с.
7. Габитова Р.М. Романтизм и немецкая классическая философия // ежегодник философского общества СССР. – М., 1986.
8. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма (Гёльдерлин, Шлейермахер). – М., 1989.
9. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма (Ф. Шлегель. Новалис). – М., 1978.
10. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М. Искусство, 1991. – 367 с.
11. Гадамер Г.Г. Истина и метод. – М.: Прогресс,1988. – 704 с.
12. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. – 2000. – №6. – С.110-136.
13. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ века. – М.: Республика, 1997. – 495 с.
14. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. – 1997. – № 7. – С. 114-140.
15. Галимов Б.С. Диалектический характер становления теоретизированных представлений о природе // Категории диалектики и научное познание. – Уфа: Изд-е БашГУ, 1985. –
С. 20-34.
16. Галимов Б.С. Картина мира и научная теория // Формирование и функционирование научной картины мира. – Уфа: Изд-е БашГУ, 1985. – С. 51-59.