Министерство образования и науки РФ
Башкирский государственный университет
А.В. Лукьянов
Философские идеи Ф. Гёльдерлина
и метафора пустоты
Монография
Уфа
РИЦ БашГУ
2012
УДК 1
ББК 87
Л84
Рецензенты:
И.М. Орешников, д-р филос. наук, профессор (УГНТУ, г. Уфа)
В.С. Хазиев, д-р филос. наук, профессор
(БГПУ им. М.Акмуллы, г. Уфа)
Лукьянов А.В.
Л84 Философские идеи Ф. Гёльдерлина и метафора пустоты:
монография / А.В. Лукьянов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 206 с.
ISBN 978-5-7477-3054-0
В настоящей монографии осуществлена реконструкция философии Гёльдерлина и рассмотрена проблема создания философского сочинения о пустоте. В работе обоснована та мысль, что бездеятельность, сон и пустота – это не простые данности. Их ещё необходимо выстрадать и испытать их творческие возможности как возможности настоящего, современной нам эпохи.Прослеживается влияние философствования Гёльдерлина на современное состояние знания и действия человека, озабоченного нравственными проблемами.Издание адресовано философам и культурологам, всем тем, кто интересуется вопросами становления классического философского мышления.
УДК 1ББК 87
ISBN 978-5-7477-3054-0 © Лукьянов А.В., 2012© БашГУ, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….5
ГЛАВА 1. МЕТАФОРА И ТРАГЕДИЙНОСТЬ БЫТИЯ: К ВОПРОСУ О ДОСТИЖЕНИИ Ф. ГЁЛЬДЕРЛИНОМ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ И МЕТАФОРЫ ПУСТОТЫ …..11
§ 1. Философское настоящее и идея пустоты ………………..11
§ 2. От трагедии классической к трагедии современного духа…………………..15
§ 3. Идея «двусмысленности» смерти в интерпретации Аристотелем древнегреческой трагедии ……………………..18
§ 4. Основная идея философии Гёльдерлина: трагедия без темы пустоты и темы «смерти» ……………………………….25
ГЛАВА 2. Ф. ГЁЛЬДЕРЛИН О ПРОБЛЕМЕ ОТДАЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ СМЕРТИ И СИЛЫ ПУСТОТЫ. ВОПРОС О ПОГРУЖЕНИИ В ГЛУБИНУ ФИЛОСОФСКОГО СОЧИНЕНИЯ..34
§ 1. Осуществление смерти как философско-теоретический акт………….34
§ 2. Философствование Гёльдерлина в эпоху создания романа «Гиперион»…….38
§ 3. Проблема различия поэтических жанров и особенность трагической метафоры времени поэмы «Смерти Эмпедокла» 46
§ 4. Конец трагедии Гёльдерлина об Эмпедокле или философская тема отказа от смерти и от пустоты …………..56
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ Ф. ГЁЛЬДЕРЛИНА ПОСЛЕ ЕГО ОТКАЗА ОТ «СОЧИНЕНИЯ», ПОСВЯЩЁННОГО ТРАГИЧЕСКОЙ МЕТАФОРЕ «СМЕРТИ»……66
§ 1. Идея невозможности «смерти» …………………………..68
§ 2. Идея неотвратимости наступления современности и её социально-эвристический смысл….71
§ 3. Современная метафора пустоты, освобождённая от социальных сил настоящего …………………………………..77
§ 4. Проблема раскрытия вопроса о современности в лоне пути Гёльдерлина ………………………………………………82
ГЛАВА 4. Ф. ГЁЛЬДЕРЛИН И ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ЕГО УЧЕНИЯ О «МЕТАФОРЕ» ………………………………94
§ 1. Вопрос о повороте Гёльдерлина к «духу» Запада ………94
§ 2. Хайдеггеровская интерпретация философствования Ф. Гёльдерлина..101
§ 3. Неприятие М. Хайдеггером метафоры пустоты и самобытный дух философии Гёльдерлина …………………110
§ 4. Метафора «пустоты» как разрушение настоящего…117
ГЛАВА 5. МЕТАФОРА СВОБОДЫ И ЕЁ ОТНОШЕНИЕ К НАСТОЯЩЕМУ ……………………………………………..131
§ 1. Метафора свободы и вопрос о возвращении к Божественному ……………………………………………….135
§ 2. Четыре направления становления современности и философского сочинения, выражающего её смыслы ………..140
§ 3. Поэтическое сочинение и проблема его укоренённости в точно очерченных границах настоящего ……………………148
ГЛАВА 6. ПОЭТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКА: ИДЕЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ОТ ХАЙДЕГГЕРА К ГЁЛЬДЕРЛИНУ………………………156
§ 1. Поэзия и ставка на неё в вопросе о наступлении более счастливого времени …………………………………………..156
§ 2. Язык и метафора …………………………………………..161
§ 3. Характер последних отзвуков метафоры ……………..…168
§ 4. Метафора «пустоты» и её творчески-продуктивный смысл……181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………193
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..…196
ВВЕДЕНИЕ
Хотя современная западная философия и связана с предшествовавшей ей европейской культурой, в недрах которой она возникла, тем не менее, эта философия способна произвести на нас впечатление достаточно более глубокое, чем культура, имеющая богатую родословную. Современная философия неявным образом содержит тот особый дух, который необходимо обосновать и показать, что эта философия может стать, в конечном счёте, своеобразным результатом работы по реконструированию процесса самого генезиса философской культуры.