Но гегелевская философия природы вовсе не дедуцировала непосредственно формы природы как таковые, а стремилась вывести лишь определённые, свойственные природе, мыслительные отношения, к которым она хотела подыскать затем соответствующие наглядные представления среди существующих природных явлений. «Если же для какой-нибудь идеи, выведенной apriori, не найдётся, – пишет К.Л. Михелет, – соответствующего наглядного представления, то останется два пути. Можно либо предположить, что в этом месте, оказавшемся как бы пустым, есть какое-то ещё не найденное опытной наукой явление (опасный приём, к которому часто прибегал Окен), либо же снова бросить мысль в горнило диалектики и затем извлечь её из творческих недр разума на дневную поверхность сознания…» (Предисловие Карла Людвига Михелета к «Философии природы» Гегеля //Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. – С. 587).
Этим последним путём как раз и двинулось наукоучение Фихте, но оно, взятое с точки зрения разработанной нами теории трёх потенций, осталась лишь наукой о чистой любви к грядущему. Нужен был интеллектуальный подвиг Шеллинга, чтобы всё, наработанное Фихте, выставить в истинно дневном свете. Итак, философия природы, которая, может быть, возникнет уже в обозримом будущем, будем представлять собой такую мыслительную силу, которая, с одной стороны, не будет абсолютизировать априорную силу философии, а с другой – преувеличивать возможности опыта. Кант верно поступал, когда стремился изгнать дух, эту силу дóлженствования, из естественных наук. Тем самым он подвергал сомнению саму «дневную поверхность сознания». Фихте же превратил саму природу в чистый дух, который в его построениях стал абсолютным бытием, или духовной жизнью, переполненной любовью к самой себе. И лишь Шеллинг по-настоящему, на наш взгляд, впервые заговорил о природе как той удивительной грани, где соприкасаются потенции материи и света, любви и долженствования, ночи и дня. Природа есть именно та сфера, где космический творческий эрос празднует своё вечное примирение с двумя другими космическими силами, силами любви и духа, существования и сущности. Философия природы, таким образом, предполагает бόлее широкий взгляд на вещи, взгляд, не ограниченный только естественными науками. Это такой взгляд, который стремится охватить всё и не исключает ничего.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 55-ти т. – М.: Политиздат, 1958-1965. – Т. 1-55.
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Госполитиздат, 1956.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955-1981. – Т. 1–50.
Плеханов Г.В. Сочинения: В 22-х т. – М.: Госиздат, 1923-1925.
* * *
Аристотель. О возникновении животных. – М.-Л., 1940.
Аристотель. О частях животных. – М., 1937.
Аристотель. Сочинения. В 4 т. – М., 1975-1984.
Аристотель. Физика. – М., 1936, 1937.
Архимед. Сочинения. – М., 1962.
Бруно Дж. Диалоги. – М., 1949.
Бруно Дж. Изгнание Торжествующего Зверя. – Изд-во «АГНИ», Самара, 1997.
Бруно Дж. О бесконечности вселенной и мирах. – М., 1936.
Бруно Дж. О героическом энтузиазме /Пер. с итал. – К.: Новый Акрополь, 1996.
Галилей Г. Избранные труды. Т. 1-2. – М., 1964.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.: Т. 2 (Философия природы). – М.: Мысль, 1975
Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа /Пер. с нем Г. Шпета. – Санкт-Петербург: С.-Петербургское отделение «Наука», 1992.
Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. – М.: Соцэкгиз, 1935-1957. – Т. 1-14.
Гёте в русской культуре ХХ века. – М.: Наука, 2001.
Гёте И.В. Избранные сочинение по естествознанию. – М.-Л., 1957.
Гёте И.В. Избранные философские произведения. – М., 1964.
Гёте И.В. Собр. соч. Т. 1-10. – М., 1975-1980.
Гёте И.В. Собрание сочинений в 13-ти томах (юбилейное издание ) /Под общ. ред. А.В, Луначарского и М.Н. Розанова. – М., 1932-1949.
Дарвин Ч.Р. Полн. собр. соч. Т. 1-4. – М.-Л., 1925-1929.
Демокрит //Лурье С.Я. Демокрит (тексты, переводы, исследования). – М., 1970.
Демокрит в его фрагментах и свидетельствах. – М., 1935.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1986
Евклид. Начала. – Т. 1-3. Пер. Д.Д. Мордухай-Болтовского. – М.-Л., 1948-1950.
Кант И. Критика чистого разума /Пер. с нем. Н.О. Лосского. – С.-Петербург: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993.
Кант И. Сочинения. В 6 т. – М., 1963-1966.
Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.
Кант И. Трактаты. Вступ. ст. К.А. Сергеева. – Санкт-Петербург: Наука, 1996.
Кант И. Критика способности суждения. – М.: Искусство, 1994.
Леонардо да Винчи. Избранные произведения. – Минск: Харвест. М.: АСТ, 2000.
Лукреций Кар. О природе вещей. – Т. 2. – М.: Изд-во АН СССР, 1947.
Лукреций К. О природе вещей. – М., 1983.
Николай Кузанский. Сочинения. Т. 1-2. – М., 1979-1980.