Историко-критическое введение в философию естествознания

В действительности, пишет он, мы наблюдаем, «как культура странствует от народа к народу» (Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. – СПб., 1906. – С. 17). При этом «одна и та же эпоха также переселяется от народа к народу, при всех переменах в климате и местности всегда оставаясь неизменною в своём принципе» (т.е. Абсолютного Я. – А.Л.) (Там же). Данный принцип, по Фихте, есть не только носитель времени, но и центр единства.

«Объединяя, таким образом, все народы в одну великую семью, время, воплощающее понятие (т.е. Абсолютное Я, «дух». – А.Л.), задерживает на одном месте значительную часть хронологического времени и как бы заставляет остановиться течение его» (Там же).

Дух народа, следовательно, определяется не тем, сколько столетий и тысячелетий насчитывает его фактическая история, а своим последним основанием, в качестве которого выступает принцип самосознания Фихте высказывает диалектическую для своего времени догадку о том, что время не сводится к простой хронологии, к физическому или историческому времени. Истинное время, считает он, или время, «воплощающее» Абсолютное «Я», фактически равно вечности и так же, как дух, не знает «разорванности».

Фихте кажется, что в случае установления связи между трансцендентальной апперцепцией как «сознанием вообще», или временем, как универсальной формой созерцания, главный узел теоретической философии Канта окажется завязанным.

Но он решает эту кантовскую проблему таким образом, что связывает теоретическое самосознание с практическим в понятии «дело-действие» («Tathandlung») , в котором «субъективное и объективное суть безусловно одно и то же» (Фихте И.Г. Избр. соч. Т. 1. – С. 516). Это «непосредственное сознание» или трансцендентальную субъективность Фихте отличает от самосознания, являющегося только ипостасью «Х», но не самим данным «Х» (Там же).

Именно на стадии способности воспоминания» происходит, согласно Фихте, завязывание в один узел идеи духа и понятия времени. «Сила» воспоминания идёт от воли, составляющей «ядро» духовной субстанции, а память, в свою очередь, является важнейшей характеристикой процессуальности духа. «Дух, – как справедливо пишет В.Н. Финогентов. – перестаёт быть временным тогда, когда он теряет процессуальность и (или) память. Но и то, и другое означает смерть духа» (Финогентов В.Н. Время. Бытие. Человек. Изд-во БГУ, 1992. – С. 203). Без способности воспоминания, рассуждает Фихте, «сознание было бы разорванным на отдельные моменты, бессвязным, … и оно не пришло бы даже к сознанию Я, как того, что остаётся неизменным в смене состояний» (Фихте И.Г. Факты сознания–С. 35). Однако, настаивая на силе воспоминания как важнейшем критерии духовного «Я», Фихте как бы забывает, что сам утверждал раньше в отношении возникновения знания. Ещё в наукоучении 1801 года он отстаивал ту главную мысль, что знание стоит перед полным незнанием, что для того, чтобы достичь незабвенной истины, надо проплыть через лету забвения.

Итак, анализ фихтевского учения о пространстве и времени раскрывает картину развития «интеллигенции» теоретического духа. Категории, описывающие духовную реальность, «возникают одновременно с объектами и для того, чтобы сделать эти последние впервые возможными на почве самой силы воображения»(Фихте И.Г. Избр. соч. Т. 1. – С. 373). Обосновывая идеальность пространства и времени, Фихте отправляется от идеальности объектов, которую считает доказанной. Он полагает, что основание трёхмерности пространства кроется в том пункте, из которого «для меня необходимо следует это созерцание» трёхмерности. Геометрическая точка, по Фихте, не является основанием такого созерцания. Из точки «может быть проведено бесчисленное множество линий, и если бы их считать измерениями, то пространство имело бы бесконечно много измерений» (Фихте И.Г. Факты сознания. – С. 46). Фихте, как видим, пытается вывести природу пространства из такого идеального объекта, который в наибольшей мере соответствует деятельности воображения, этой «чертящей линии».

Открытая в ХХ веке специальная теория относительности показала, что трёхмерность пространства обосновывается в синтезе четырёх координат, куда в качестве четвёртой входит мнимая временная координата, симметричная пространственным (См.: Эйнштейн А. Собр.науч.трудов в 4-х т.: Т. 1. –М.: Наука, 1965. – С. 161). Так что вопрос о реальной природе пространства не решается чисто трансцендентально, а требует исследования реальных связей между различными атрибутами материи.