Фихте хочет высказать ту мысль, что всегда были и есть люди, на громадное расстояние опережающие своё время, и их сила заключается в том, что они руководствуются понятием именно о том «состоянии, которое должно быть через них осуществлено и осуществлено само по себе, а не для каких-нибудь дальнейших вне его лежащих целей, … сила этого понятия превратила людей, равных от рождения окружающим, в гигантов телом и духом» (Там же. – С. 405).
Пафос фихтевских высказываний состоит в том, что он стремится наделить идею силой живой мысли. Он утверждает, что «идея есть самостоятельная, живая в себе и оживляющая материю мысль» (Там же. –С. 413). Далее он говорит: «Идея есть нечто самостоятельное, самодовлеющее и замкнутое в себе» (Там же. – С. 415).
Однако люди, как показывает опыт (особенно кровавых диктаторских режимов ХХ века) руководствуются разными идеями. Они мечтают о разных состояниях, которые должны быть через них осуществлены, о состояниях, которые не только не ведут к духовному и культурному прогрессу, но и часто приводят к преступлениям против человечности.
Пример, приводимый Фихте с известным «македонским героем» (речь идёт об Александре Македонском) носит достаточно ограниченный и относительный характер. Тем более что в известной статье, противопоставленной сочинению Форберга о религии, Фихте в своё время писал следующее: «Тот, кто хочет делать зло, чтобы из него получилось добро, есть самый настоящий безбожник» (FichteJ.G. SämtlicheWerke, hrsg. vonI.H. Fichte. – Bd 5. – S. 185).
В своей философии истории Фихте проводит ту мысль, что поскольку абсолютное знание как необходимый «образ» Божественного абсолюта существует извечно, то извечно существует и человечество в своей социальной определённости и разумности. Таким образом, Фихте снимает проблему антропогенеза как якобы лишённую смысла. Естественнонаучные и философские искания по проблеме происхождения и развития сознания, ознаменованные уже к началу XIX века довольно значительными достижениями, это, по замечанию Фихте, неразумная и безрезультатная затрата «труда на попытки выводить разум из неразумия, постепенно уменьшая степень неразумия, и, получив в своё распоряжение достаточное число тысячелетий, от орангутанга производить в конце концов Лейбница или Канта» (Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи //Он же. Соч. в 2-х т.: Т. 2. – С. 493).
Поэтому совершенно бессмысленно ставить вопросы не только о происхождении человечества, но и происхождении мира, поскольку «вообще нет такого происхождения, а есть только единое вневременное и необходимое бытие…» (Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. – СПб., 1906. – С. 127).
Фихте утверждает, что «из ничего не возникает ничего, и безразумность никогда не в состоянии превратиться в разум» (Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи //Он же. Сочинения в 2-х т.: Т. 2. – СПб.: Мифрил, 1993. – С. 493). Человеческий род даже в самой глубокой древности оставался «совершенно разумным; он разумно становился «через свободу». Данный вывод, говорит Фихте, «вынуждает нас предположить существование первоначального нормального народа (эту гипотезу Фихте почерпнул из Библии), который сам по себе, без всякой науки и искусства, находился в состоянии совершенной разумной культуры» (Там же. – С. 492). Этот народ окружали «земнорожденные дикари, лишённые всякого развития» (Там же).
И жизнь «нормального народа», и жизнь дикарей были похожи друг на друга в том плане, что все дни в культурном отношении не отличались один от другого; различие состояло лишь в том, что люди сегодня имели пищу в изобилии, но завтра «возвращались с пустыми руками, падая в первом случае от пресыщения, а во втором от изнеможения, чтобы снова проснуться для этого бесцельного круговорота» (Там же. – С. 493). Однако, хотя «нормальный народ» и не имел науки или искусства, жизнь его была скрашена религией, дававшей «однообразному связь с вечным» (Там же).