Итак, мы постепенно достигли того, к чему так прилежно стремились, достигли главного вывода всего исследования: диалектика есть существенная часть метафизики, если под последней понимать мудрость как науку «об определенных причинах и началах».[350] Метафизика как учение о началах и причинах всего сущего (определение метафизики мы берем в смысле «первой философии», то есть так, как это делал Аристотель) заключает в себе диалектику. Однако такое решение предполагает целый ряд существенных оговорок.
- Мы исходили в своем построении философии любви не из трансцендентной, а из трансцендентальной теории эроса, которую развивали, отталкиваясь от философских систем Фихте и Шеллинга.
- Взяв за основу шеллингово учение о потенциях, мы его существенным образом переработали в том плане, что до конца попытались учесть творческий потенциал, содержащийся в «наукоучении» Фихте. Так, если Шеллинг главным образом мучается над тем, что придумывает «магические формулы, при помощи которых … вызывает дух«[351], то для нас дух есть нечто естественное. Он означает присущее человеку стремление к лучшему будущему, к равенству и справедливости. Следовательно, он есть потенция разумного познания.
- «Вторую потенцию» Шеллинга, которая есть «тяготеющее к небытию», мы обозначили потенцией любви, которую впервые анализировали не только в качестве созидающей мир комической силы, но и в качестве силы деструктивной, силы, разрывающей мир и человека на части.
- Наконец, наиболее существенное изменение, которое было внесено нами в систему позднего Шеллинга, заключалось в том, что на месте третьей, глубоко вымученной потенции, оказался творческий эрос, который не надо вызывать с помощью никаких заклинаний и который представляет собой космическую и творчески-конструктивную силу.
* * *
Диалектика, таким образом, оказывается как бы изначально заложенной в самом космическом универсуме. На его границах приходят в самое тесное соприкосновение метафизика и мистика, дух и любовь, как две самые главные вселенские силы, побуждающие космос и человека, с одной стороны, стремиться к гармонии и целостности (дух), а с другой — не позволяющие этой гармонии осуществиться до конца, неуклонно опускающие ее в Тартар (любовь).
Но даже на границах природа должна быть прекрасной. Прекрасен чистый дух диалектики, пронизывающий весь универсум. Через весь универсум осуществляется напряжение потенций. Однако следует учесть, что в духе и в любви эрос обретает ту реальную почву, на которой он все, содержащееся в качестве чистой возможности, претворяет в действительность.
Эрос есть то, что совершенно не занято самим собой. Вечно быть занятым собой, мыслить только самого себя — это такая чудовищная ноша, которую никогда не взвалил бы на себя ни один смертный. Мы счастливы лишь тогда, когда творим, охваченные эросом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Адресованное научному работнику и самому широкому читателю, настоящее приложение к моей книге «Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики)» развивает не только ее отдельные идеи, но и идет несколько дальше в направлении более глубокого изучения проблем любви, духа, свободы и творческого эроса. В приложении представлены некоторые сочинения основных участников моей школы, объединившихся вокруг трансцендентальной философии И.Г.Фихте. Вместе с тем вдумчивый читатель обнаружит там и труды, написанные независимыми от Фихтевского общества авторами. Философия, ориентирующаяся на служение общечеловеческим ценностям, должна быть плюралистичной. Ведь она — свободное убеждение, и всякий, кто ею занимается, должен исходить прежде всего из потребностей своего сердца и духа.
Аркадий Лукьянов
29 ноября 2000 г.
Файзуллин А.Ф. (Уфа)
КРАСОТА КАК ИСТОЧНИК ЛЮБВИ