ИДЕЯ МЕТАКРИТИКИ ЧИСТОЙ ЛЮБВИ 1

Таким образом, любовь не может существовать непосредственно ради себя самой, то есть сама по себе она не может быть началом. Остаться исключительно в границах анализа одной чистой любви — все равно, что  ничего не сказать.

Вероятнее всего, начал любви заключено в ее первооснове или бездне. Это — абсолютная тьма, некий первоначальный случай, который не необходим, но именно просто существует. Однако основа должна открыться самой себе. Но для этого она должна становится неравной себе и одновременно быть равной себе. Быть человеком — это значит не только осуществлять то, чего нет (в природе), но и то, что уже существует.

Итак, в любви присутствуют сразу два начала: огонь и угасший огонь. Если я не хочу любить, но все же люблю, то есть мое желание оказывается нечто сопротивляющимся, то все же оно преодолимо и потому может быть возвращено обратно в состояние возможности. В любви, следовательно, содержится не только свободное воспламенение нашей воли, но и причина оседания; отсюда произрастает и сама способность к творчеству, все раздробленное в многообразие. Поэтому все естественное и творчески продуктивное начинается после возникновения любви. Любовь — это такая сила, которая не останавливает сотворенное и продвигает его дальше по пути все большего совершенствования.

 


* — «решаясь только на короткие перелеты» (лат.).

[1] Шеллинг В.Ф.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо. — Томск: Изд-во «Водолей», 1999. — С. 185.

[2] Мишель Монтень. Опыты. В трех книгах. Книга первая и вторая. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. — С. 245.

[3] Sartre J.-P. L’etre et le Néant. — P., 1948. — P. 445.

[4] См.: Кузьмина Т.А. Любовь как моральный принцип // Философия любви. Ч.1. — М.: Политиздат, 1990. — С. 262.

[5] См.: Ивин А.А. Многообразный мир любви // Философия любви. Ч.1. — С.391.

[6] См.: Шеллинг Ф.В.Й. Указ. соч. — С. 170.

* — «свобода, равенство и братство» (лат.).

 

1 См.: Къеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. — М.: Республика, 1993. — С. 23.

2 См.: Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1993. — S.198.

3 Ibid.: S.198.

4 «Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». — Екклес.1, 18.

5 «Лишь только краткое время, человек выдерживает Божественную полноту». — См.: Georges Leyenberger. Métaphores de la présence. II. La philosophie de Hölderlin. Editions Osiris, 1994. — P. 5.

6 См.: Хазиев З.А. Многообразие бесконечности универсума (философский анализ). — Авт-т дисс. канд. философских наук. — Уфа, 1999. — С. 20.

1 См.: Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung. — S. 201.

1 См.: Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И.Г. Соч. в 2-х тт.: Т.2. — СПб.: Мифрил, 1993. — С. 378.

2 Шекспир В. Собр. избр. произ. Т.1. — СПб.: Terra Fantastica МГП «Корвус», 1992. — С. 46.

3 Cм.: Герцен А.И. Письма об изучении природы // Герцен А.И. Соч. в 2-х тт.: Т.1. — М.: Мысль, 1985. — С. 277.

[7] См.: Платон. Собр. соч. в 4-х тт.: Т.3. — М.: Мысль, 1994. — С. 23-25.

[8] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. — М.: Мысль, 1975. — С. 148-149.

[9] См.: Там же. — С. 149.

[10] Там же.

[11] Герцен А.И. Соч. в 2-х тт.: Т.1. — М.: Мысль, 1985. — С. 277.

 

1 Шекспир В. Собр. избр. произв. Т.1. — СПб.: Terra Fantastica МГП «Корвус», 1992. — С. 101.

1 Первая лекция Шеллинга в Берлине от 15 ноября 1841. — См.: Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1993. — S. 92.