ИДЕЯ МЕТАКРИТИКИ ЧИСТОЙ ЛЮБВИ 1

Серегин А.В. Русская философия и метафизика Абсолюта                            140

 

Хабибрахманова Р.Р. Любовь — это стремление избежать зрелищ                 148

 

Ханова Р.В. Жизнеутверждающая сила эроса                                        149

 

Хайруллин А.Г. Личность и ее свобода в свете проблемы любви                  151

 

Файзуллин А.Ф. Парадоксы эстетизации действительности

в контексте проблемы любви                                       156

 

Гареева Э.А. Философия любви как популярная философия                159

 

Королева Н.Н. Любовь и интуиция                                                                 162

 

Акчурин Б.Г. Проблема человека в свете исследования особенностей

древнекитайского духа и эроса                                         163

 

Соркин Э.И. Божественное и человеческое в любви человека:

опыт философского размышления над Библией                169

 

Островский Н.Ю. Венок сонетов                                                           191

 

Чанышев А.Н. (Арсений Прохожий). Любовь                                       199

 

Чанышев А.Н. (Арсений Прохожий). Высшее и низшее                        200

 

Библиография                                                                                         201

 

Литература на иностранных языках                                                       224

 

Краткие сведения об авторах                                                                           225

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Посвящается памяти моей бабушки

Любовцевой Ольги Петровны

(2.07.1901 — 16.05.1984).

 

Данная книга предназначена не для тех, кто, excursusque breves tentat*, делает остановки в конце каждой мысли, а для тех, кто всю жизнь учится развивать свои понятия и идеи. Многие умы успевают состариться до наступления старости, предпочитая длинные фразы и наукообразный текст. Так можно воспитать лишь полузнаек, которые будут мечтать, тем не менее, о высших целях человечества.

Истина состоит в том, что невозможно просто повелевать человеческим духом; невозможно исправить человека и общество в лучшую сторону, отталкиваясь от безмерного стремления к добродетели. Шеллинг говорит об этом прямо: «Добродетельный человек — это тот, кто делает не все, что мог бы сделать».[1] Так, «если предаваться в философии излишествам, она отнимает у нас естественную свободу и своими докучливыми ухищрениями уводит с прекрасного и ровного пути, который начертала для нас природа».[2] Другими словами, нужна умеренность во всем, особенно если идет речь о таких возвышенных предметах, как любовь и дух. Первая возвышает человека. Это — не только глубокая страсть, но и как привязанность, пронизывает собой всю сферу межличностных отношений. Однако человек иногда бежит от любви, поскольку наибольшую склонность к чрезмерности имеет как раз она. Мы не должны делать этот мир до конца состоящим из одной любви; в противном случае это противоречило бы нашей свободе. Поэтому Сартр не случайно говорит следующее: «Любовь есть абсолют, вечно превращаемый другими в нечто относительное».[3]

С конца восемнадцатого века существует одно опасное заблуждение, суть которого сводится к тому, что с помощью одной «чистой» любви и «чистого» мышления якобы открывается субстанция мира, причем гораздо более глубокая, чем предметное бытие, мир вещей. При этом мыслители отталкивались от Платона, который впервые попытался коснуться сущности «чистой» любви, понять то, что отличает эту важнейшую сторону человеческой жизни от простого чувственного удовлетворения. Августин также пришел к той идее, что чистая и всеобъемлющая любовь должна составлять первооснову жизни, служить главным стимулом познания первопричины всего бытия. Чистая любовь, таким образом, имела своей конечной целью Бога.

Но уже Кант показал, что мы не в состоянии познать подлинной причины «чистой» любви. Такая любовь — тайна, гораздо более непроницаемая, чем даже необъяснимая случайность выбора объекта нашего «пафоса».[4]