ИДЕЯ МЕТАКРИТИКИ ЧИСТОЙ ЛЮБВИ 2

По этим извлечениям из святоотеческих творений видно, что благословение Божие первым мужчине и женщине «плодиться и размножаться», стать одной плотью как бы не относится к естественному половому акту, основанному на сексуальном влечении полов, на эротике, взаимном притяжении мужской и женской красоты. Естественное зачатие новой жизни, по мнению святых отцов, оказалось греховным, «порочным», хотя такое определение — «порочное зачатие» — в богословской литературе вроде бы не используется. Впрочем, и выражение «непорочное зачатие» отсутствует в «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» (репринтное издание 1992 г.). Нет его и в богословском предметном указателе к синодальному переводу Библии, изданному в Брюсселе (1989 г., 4-е издание). А вот в словаре «Христианство» (М.: Республика, 1994) статья «Непорочное зачатие» помещена. Это — «Евангельский миф о чудесном, сверхъестественном рождении Христа Марией, которая, зачав Его непорочно от Св.Духа, осталась девой (пречистой, приснодевой). Тем самым богочеловек Христос оказывается свободным от первородного греха… Усиленное развитие культа Мадонны в католицизме приводит в 1854 г. к провозглашению Пием IX нового догмата — непорочного зачатия Марии ее матерью Анной».

Православное богословие выдвигает веские возражения против этого нового католического догмата. Мы же скажем другое: мать Марии, по преданию, была в браке с Иоакимом, долго была бесплодной и уже в зрелом возрасте родила Пресвятую Деву, — так написано в Православном энциклопедическом словаре. Почему же зачатие Анной в браке названо «непорочным»? А если бы речь шла не о будущей Богородице, а об обычном ребенке — это зачатие было бы «порочным»?

На самом-то деле, если говорить о рождении Иисуса, то речь должна идти о «бессеменном зачатии», именно такое выражение использует и о. Сергий Булгаков: «Рождество Господне произошло сверхъестественным путем «бессеменного зачатия» от Духа Св., ибо Бог не мог родиться как человек».[178] Почему же не только в обыденном христианском сознании, но и в таком крупном центре богословской мысли, как Рим, сформировалось понятие о «порочности» естественного зачатия ребенка в браке? Рискнем высказать такое предположение.

В книге Бытия содержится как бы два рассказа о сотворении человека. Первый — об одновременном создании  мужчины и женщины на шестой день Творения — никак не связан с повествованием о райском саду в Эдеме. И второй — о двухэтапном Творении человека: сначала Адама, поселенного в Эдеме, затем Евы из ребра мужа. В первом рассказе взаимоотношения мужа и жены должны, очевидно, стать обычными, супружескими, без мистического истолкования, поскольку речь идет не только о наполнении земли своими чадами, но и о владычестве над всем живым на земле, и о плодах, которые пойдут в пищу человеку… А вот второй рассказ повествует о грехопадении, об изгнании мужа и жены из рая, после чего «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала…»[179]

И здесь, очевидно, у большинства традиционных экзегетов возникает некая аберрация: им кажется, что, если нечто происходит после чего-то, то это нечто — следствие того, что произошло раньше. Произошло грехопадение первой супружеской пары (они нарушили запрет Бога относительно древа познания), за что были наказаны Господом, после чего было соитие мужа и жены, и Ева зачала. А так как они после познания добра и зла стали стыдиться своей наготы, что экзегеты воспринимают как признак греховной поврежденности их человеческой природы, то, значит, и супружеский акт Адама и Евы — греховен, порочен. Именно поэтому издавна бытует устойчивый религиозный штамп — «непорочное зачатие», подменивший теологически правомерное «бессеменное зачатие».

Но нам могут возразить: ведь и само Священное Писание  дает основание считать интимные супружеские отношения, зачатие в браке делом греховным. В качестве доказательства приводят, например, Псалом 50:7 — «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Но это отнюдь не свидетельство греховности матери Давида, греховности зачатия, как такового. Судя по тому, что сказано в Библии про семью псалмопевца, это была патриархальная израильская семья: Давид был сын Ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени  Иессей, у которого было восемь сыновей. Недаром Господь порекомендовал Самуилу найти будущего царя именно в этой семье, среди сыновей Иессея.