О МИХАИЛЕ БАХТИНЕ. ТОСКА ПО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

     Это ведь было и время возвращения Достоевского, которого большевики в отличие от  «монологического» Л.Толстого ( О.Шпенглер называл его «отцом большевизма») не очень-то жаловали. Ленин называл Достоевского»архискверным».»Мракобес Достоевский», — эта характеристика станет расхожей в советской критике 30-х годов.

      У Горького еще с дореволюционных времен отношение к Достоевскому было сложное и скорее неприязненное. Но именно Горький в 30-е годы настаивал на переиздании романа  «Бесы». Однако даже его веса и авторитета не хватило, чтобы это сделать. Издание было остановлено, роман заклеймен в газете «Правда»  «литературной гнилью»(1935).  Победившие в России  «бесы», разумеется, не желали вместе со страной читать правду о самих себе…

     Горький не хотел принимать русскую революцию как бесовщину. Такая революция была ему не нужна.

         В этой связи смерть Горького представляется не такой уж случайностью. Он ведь был русским революционером, а значит — чужим на этом празднике колониально-большевистской революции ( об убийстве Горького см. работы Вяч. Вс. Иванова, В.Баранова).

     Или вот судьба Андрея  Платонова. Казалось бы, это его революция. И он должен был стать писателем, поэтом и философом, так сказать, своей революции. Но этого, как мы знаем, не произошло. И для Платонова эта революция оказалась чужой.

     Джон Мильтон рядом с Оливером Кромвелем — это вполне естественно и органично. Лучший английский поэт 17 века рядом с вождем английской революции. Но Андрей Платонов рядом со Сталиным — это противоестественно и совершенно невозможно. Потому что не русская это была революция и не для России она делалась…

      Даже Горький не устроил Сталина…

     И о судьбе  Евгения Замятина можно сказать то же самое. Недаром он боялся («Я боюсь»), что в конце концов восторжествуют «юркие авторы», знающие, «когда надеть красный колпак, а когда скинуть, когда петь сретенье царя и когда молот и серп…». Боялся, что они превратят русскую революцию в ее полную противоположность, что, к сожалению, и произошло.

     Бахтин этих юрких революционеров с полным основанием называл лакеями: «Дегероизирующая лакейская тенденция познания ( это — не готическое возрождающее снижение). Отрыв познающих от народных корней. Народ и лакеи (выделено мной.— Е.К.). Даже победу народной революции они прежде всего используют для оплевания ( прошлого), механизации, нигилистических снижений, обеднений и упрощений мира и пр.»(«Дополнения и изменения к «Рабле» «).

      Причем на одного лакея Бахтин указал персонально в своих лекциях по русской литературе:»Осведомленность Эренбурга — это сведомленность лакея. Самый великий человек в глазах лакея всегда смешон, потому что ему известны лишь все обыденные и смешные стороны его жизни. То же к сожалению, мы видим у Эренбурга: ирония у него лакейского сорта. Он считает, что пошел дальше Белого, потому что распространил иронию на весь мир и потому что его ирония более жизнерадостна. Психологически ирония может происходить от избытка сил. Но Эренбург критикует лишь потому, что хочет мстить и при этом хочет стоять в стороне от всего, быть выше всего».

     Бахтин указал на Эренбурга, Ходасевич на Родова.Их, лакеев, как, впрочем, и сейчас, было очень много… Но дело ведь не в них, не они делают историю. У лакеев всегда есть хозяева. Кто-то грубо и обидно назвал Эренбурга «дрессированным сталинским евреем». Но был ли настоящим хозяином ( или даже Хозяином) сам Сталин? Не заблуждался ли он на этот счет, не говоря уже о нынешних, очень не умных в большинстве своем, сталинистах. Но в самом деле, может ли быть настоящим хозяином один из творцов такой революции, которая России была не нужна?

     Без лакейства не обошлось и в кругу самого Бахтина. Лейб Меерович Пумпян, ставший после крещения Львом Васильевичем Пумпянским, был арестован вместе с Бахтиным в конце 1928 года по делу кружка Мейера «Воскресение». Однако Пумпянского сразу же  освобождают (за что такая милость?). А вот Бахтин получает срок ( пять лет  лагерей), который только усилиями друзей и ввиду тяжелейшей болезни ( хронический остеомиелит, т.е. воспаление костного мозга, из-за которого в 1938 году Бахтин потеряет ногу) был заменен ссылкой в Казахстан.