|
|||
| Данте
Алигьери Божественная комедия См. подробное оглавление Ад 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 Чистилище 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 Рай 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
|||
АД. ПЕСНЬ ОДИННАДЦАТАЯ
Круг шестой (окончание)
1 Мы подошли к окраине обвала,
Где груда скал под нашею пятой
Еще страшней пучину открывала.
4 И тут от вони едкой и густой,
Навстречу нам из пропасти валившей,
Мой вождь и я укрылись за плитой
7 Большой гробницы, с надписью, гласившей:
"Здесь папа Анастасий заточен,
Вослед Фотину правый путь забывший".
10 "Не торопись ступать на этот склон,
Чтоб к запаху привыкло обонянье;
Потом мешать уже не будет он".
13 Так спутник мой. "Заполни ожиданье,
Чтоб не пропало время", - я сказал.
И он в ответ: "То и мое желанье".
16 "Мой сын, посередине этих скал, -
Так начал он, - лежат, как три ступени,
Три круга, меньше тех, что ты видал.
19 Во всех толпятся проклятые тени;
Чтобы потом лишь посмотреть на них,
Узнай их грех и образ их мучений.
22 В неправде, вредоносной для других,
Цель всякой злобы, небу неугодной;
Обман и сила - вот орудья злых.
25 Обман, порок, лишь человеку сродный,
Гнусней Творцу; он заполняет дно
И пыткою казнится безысходной.
28 Насилье в первый круг заключено,
Который на три пояса дробится,
Затем что видом тройственно оно,
31 Творцу, себе и ближнему чинится
Насилье, им самим и их вещам,
Как ты, внимая, можешь убедиться.
34 Насилье ближний терпит или сам,
Чрез смерть и раны, или подвергаясь
Пожарам, притесненьям, грабежам.
37 Убийцы, те, кто ранит, озлобляясь,
Громилы и разбойники идут
Во внешний пояс, в нем распределяясь.
40 Иные сами смерть себе несут
И своему добру; зато так больно
Себя же в среднем поясе клянут
43 Те, кто ваш мир отринул своевольно,
Кто возлюбил игру и мотовство
И плакал там, где мог бы жить привольно.
46 Насильем оскорбляют божество,
Хуля его и сердцем отрицая,
Презрев любовь Творца и естество.
49 За это пояс, вьющийся вдоль края,
Клеймит огнем Каорсу и Содом
И тех, кто ропщет, бога отвергая.
52 Обман, который всем сердцам знаком,
Приносит вред и тем, кто доверяет,
И тем, кто не доверился ни в чем.
55 Последний способ связь любви ломает,
Но только лишь естественную связь;
И казнь второго круга тех терзает,
58 Кто лицемерит, льстит, берет таясь,
Волшбу, подлог, торг должностью церковной,
Мздоимцев, сведен и другую грязь.
61 А первый способ, разрушая кровный
Союз любви, вдобавок не щадит
Союз доверья, высший и духовный.
64 И самый малый круг, в котором Дит
Воздвиг престол и где ядро вселенной,
Предавшего навеки поглотит".
67 И я: "Учитель, в речи совершенной
Ты образ бездны предо мной явил
И рассказал, кто в ней томится пленный.
70 Но молви: те, кого объемлет ил,
И хлещет дождь, и мечет вихрь ненастный,
И те, что спорят из последних сил,
73 Зачем они не в этот город красный
Заключены, когда их проклял бог?
А если нет, зачем они несчастны?"
76 И он сказал на это: "Как ты мог
Так отступить от здравого сужденья?
И где твой ум блуждает без дорог?
79 Ужели ты не помнишь изреченья
Из Этики, что пагубней всего
Три ненавистных небесам влеченья:
82 Несдержность, злоба, буйное скотство?
И что несдержность - меньший грех пред богом
И он не так карает за него?
85 Обдумав это в размышленьи строгом
И вспомнив тех, чье место вне стены
И кто наказан за ее порогом,
88 Поймешь, зачем они отделены
От этих злых и почему их муки
Божественным судом облегчены".
91 "О свет, которым зорок близорукий,
Ты учишь так, что я готов любить
Неведенье не менее науки.
94 Вернись, - сказал я, - чтобы разъяснить,
В чем ростовщик чернит своим пороком
Любовь Творца; распутай эту нить".
97 И он: "Для тех, кто дорожит уроком,
Не раз философ повторил слова,
Что естеству являются истоком
100 Премудрость и искусство божества.
И в Физике прочтешь, и не в исходе,
А только лишь перелистав едва:
103 Искусство смертных следует природе,
Как ученик ее, за пядью пядь;
Оно есть божий внук, в известном роде.
106 Им и природой, как ты должен знать
Из книги Бытия, господне слово
Велело людям жить и процветать.
109 А ростовщик, сойдя с пути благого,
И самою природой пренебрег,
И спутником ее, ища другого.
112 Но нам пора; прошел немалый срок;
Блеснули Рыбы над чертой востока,
И Воз уже совсем над Кавром лег,
115 А к спуску нам идти еще далеко".
Примечания
8-9. Папа Анастасий II (496-498), стремившийся устранить раскол между
западной и восточной церковью и благосклонно принявшие константинопольского
легата Фотина, прослыл еретиком.
16-66. Вергилий объясняет своему спутнику, что в пропасти нижнего Ада
(А., VIII, 75), над которой они стоят, тремя уступами, как три ступени (ст.
17), расположены три круга (ст. 18)-седьмой, восьмой и девятый. В этих
кругах карается злоба, орудующая либо силой (насильем), либо обманом (ст.
22-24).
Насилье менее гнусно, чем обман (ст. 25-27), и наказуется в ближайшем,
седьмом, круге, разделенном на три концентрических пояса, лежащих на одном
уровне (ст. 28-33).
Б первом поясе (ст. 34-39) карается насилие над ближним (убийство,
злостное ранение) и над его достоянием (грабеж, поджог, притеснения).
Во втором поясе (ст. 40-45) - насилие над собою (самоубийство) и над
своим достоянием (игра и мотовство, то есть бессмысленное истребление своего
имущества, в отличие от расточительности, то есть любви к чрезмерным тратам,
караемой в четвертом круге).
В третьем поясе (ст. 46-51) - насилие, направленное против божества
(богохульство) и против созданного им порядка (против естества - содомия, и
против естества и искусства - лихоимство).
Обман, смотря по тому, был ли обманутый связан с обманщиком узами
доверия или нет (ст. 52-54), карается в восьмом или же в девятом круге.
В восьмом круге (ст. 55-60), состоящем из десяти Злых Щелей, или рвов,
караются обманувшие недоверившихся (1 - сводники и обольстители; 2 -
льстецы; 3 - святокупцы; 4 - прорицатели; 5 - мздоимцы; 6 - лицемеры; 7 -
воры; 8 - лукавые советчики; 9 - зачинщики раздора; 10 - поддельщики
металлов, людей, денег и слов).
В девятом круге, на самом дне Ада, образованном ледяным озером Коцит,
казнятся обманувшие доверившихся, то есть предатели (ст. 61-66). Здесь -
четыре пояса: Каина (предатели родных), Антенора (предатели родины), Толомея
(предатели друзей), Джудекка (предатели благодетелей), а посередине, в
центре вселенной, вмерзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих
пастях предателей величества земного и небесного.
50. Каорса - город Кагор (франц. Cahors) в Южной Франции, славившийся в
средние века своими ростовщиками (лихоимцами). В Италии слово "каорсинец"
означало "ростовщик".
Содом - по библейской легенде, город, спаленный небесным огнем за
противоестественный разврат его обитателей (содомитов).
64. Дит - Люцифер (см. прим. А., VIII, 68).
67-90. Отвечая на вопрос, почему гневные (ст. 70), чревоугодники,
сладострастники (ст. 71), скупцы и расточители (ст. 72) караются вне стен
"красного города", Вергилий поясняет (ст. 76-90), что они менее виновны, чем
насильники и обманщики, потому что их грех состоит в несдержности. При этом
он ссылается на хорошо известную Данте классификацию пороков, которую
Аристотель дает в своей "Этике" (кн. VII, гл. I): несдержность
(incontinenza), злоба (malizia), буйное скотство (matta bestialitade).
Несдержность, то есть злоупотребление естественными наслаждениями,
телесными или душевными, карается в кругах II-V.
Буйное скотство, то есть удовлетворение низменных побуждений,
приводящее к разного рода насилию, наказуется в седьмом круге.
Злоба, то есть душевная испорченность, орудующая обманом, казнится в
восьмом и девятом кругах. (Здесь термин "злоба", соответствующий
Аристотелевой xaxia, применяется в более тесном смысле, чем в ст. 22-24, где
он включает и - насилие, то есть "буйное скотство", и обман.)
На границе между верхним и нижним Адом, внутри стен города Дита, над
обрывом, ведущим в седьмой круг, терпят муку еретики (А., IX, 106-133; X;
XI, 1-9). Отступники от веры и отрицатели бога, они выделены особо из сонма
грешников, заполняющих верхние и нижние круги.
98. Философ - Аристотель.
101. В физике - то есть в "Физике" Аристотеля (II, 2).
111. И спутником ее - то есть искусством, производительным трудом.
113-114. Созвездие Рыб взошло над горизонтом, а Воз (созвездие Большой
Медведицы) склонился к северо-западу (Кавр; лат. Саurus - название
северо-западного ветра). Это значит, что до восхода солнца осталось два
часа.
Нет комментариев. Оставить комментарий: |
|
|