АФИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Все эти
мраморные храмы, украшенные скульптурами знаменитых ваятелей и картинами
знаменитых живописцев, были построены не затем, чтобы стоять понапрасну. К ним
сходились люди, чтобы чтить богов праздниками.
Помните:
жители города Тарента хвастались, что у них праздников больше, чем дней в году?
Афиняне были скромнее: у них в году было около 50 праздников, и занимали они в
общей сложности около 100 дней. Вы скажете, что и это много? Но подумайте о
трех вещах. Во-первых, у греков не было еженедельных выходных, как у нас по
воскресеньям, — так что праздники были просто возможностью отдохнуть.
Во-вторых, у греков бедняки почти не ели мясного, а На праздниках приносились
жертвы, и жертвенное мясо Шло на угощение, — так что это было возможностью
подкормиться за государственный счет. А в-третьих, и в-главных, гражданам
хотелось собраться вместе, и если город их процветал, то поблагодарить богов, а
если бедствовал, то попросить у них помощи. На праздниках они были не
зрителями, а участниками: все представления, даже театральные и хоровые, были,
по-современному выражаясь, самодеятельными. Зрителями считались боги. а Три
праздника были главными в афинском году: во-первых, Панафинеи в честь Афины;
во-вторых, Анфестерии и Дионисии в честь Диониса; в-третьих, Элевсинии в честь
Деметры.
Панафинеи
справлялись в июле, тотчас после жатвы. Это был праздник шествий и состязаний.
Шествие шло поблагодарить Афину за удачный год и окутать ее статую новым
покрывалом, которое целый год ткали избранные по жребию афинские девушки. Это
то самое шествие, которое изображено на фризе Парфенона. А состязания были
такие же, как в Олимпии и на других играх: бег, скачки, борьба, прыжки, метание
копья и диска. Победители получали большие амфоры с маслом из олив, собранных в
священной роще Афины; на амфорах была изображена Афина-Воительница с копьем и
щитом. Начинались же состязания факельным бегом: от алтаря Любви в пригородной
роще бегуны эстафетой несли горящий факел к алтарю Афины на Акрополе. Говорили,
что этот бег учредил когда-то сам Прометей, добыватель огня.
Анфестерии
справлялись в феврале, а Дионисии в марте: первый праздник был проводами
мертвого царства зимы, второй — встречей новой весенней жизни. Это тоже были
праздники шествий и состязаний, но особенных. Шествия изображали прибытие
Диониса, бога плодородия, из заморских стран в верные Афины: на Анфестериях он
ехал на корабле, поставленном на колеса, а изображал его архонт-жрец в маске,
на Дионисиях он следовал посуху с дорожной свитой, а изображала его статуя из
городского храма. Состязания на Анфестериях были в выпивке: вскрывали молодое
вино, раздавали большие кружки, по трубному сигналу начинали взапуски пить, и
кто первым допивал, тот получал в награду мех с вином. А состязания на
Дионисиях были совсем другие — на круглой площадке вокруг Дионисова алтаря пять
дней подряд соревновались хоры. В первый день исполняли песнопения, вроде тех,
которые слагали Терпандр и Арион, во второй — комедии, в третий, четвертый и
пятый — трагедии. Каким образом хоры исполняли комедии и трагедии, об этом
будет речь на следующих страницах.
Наконец,
Элевсинии справлялись в сентябре, на повороте года к зиме, и это был праздник
таинственный. Был миф: у богини земли Деметры была дочь Кора, ее похитил в жены
подземный бог Аид. Деметра удалилась в город Элевсин (в дне пути от Афин),
замкнулась в храме, и земля во всем свете перестала родить плоды. Боги пожалели
ее и разрешили Коре проводить треть года с матерью на земле, треть года с мужем
под землей, а треть года — с кем сама захочет; она выбрала мать, и поэтому в
Греции зима короткая, а лето длинное. Это значит, говорили греки, что вот так и
зерно, умирая в земле, возрождается новым колосом; и человек, умирая, хоть не
может воскреснуть вновь, но может обрести за гробом новую блаженную жизнь, если
будет посвящен в тайное учение элевсинских жрецов Деметры и Коры.
Это
посвящение и совершалось на Элевсиниях. Объявлялось священное перемирие, в
Элевсин стекались толпы народа, из Афин шла процессия и несла закрытый круглый
короб, а в нем неведомые священные предметы. Были жертвоприношения, ночные
песни и пляски, посвящаемые постились, а потом пили Деметрино питье «кикий» из
вина с тертым сыром, крупой и кореньями и входили в храм. Там перед ними
раскрывался заветный короб, показывались и объяснялись священные предметы, а
потом каждый произносил слова: «Я постился, я пил кикий, я брал из короба, я
сделал то, что сделал, я положил обратно в короб» — и считался посвященным. А
на другую ночь для тех, кто был посвящен в прежние годы, показывалось еще более
таинственное зрелище — сперва мрак и плач со всех сторон, а потом яркий
факельный свет и ликование. Но что это были за священные предметы и что это
было за зрелище, нам неизвестно. Об этом всем разрешалось знать и никому не
разрешалось говорить — и, действительно, об этом никто не говорил и не писал. А
знали все, потому что в элевсинские таинства посвящались даже рабы: перед
смертью все равны.
|