ХОР О ЧЕЛОВЕКЕ
Через
несколько лет после заключения мира с персами, в самые первые годы власти
Перикла в афинском театре была поставлена трагедия драматурга Софокла «Антигона».
В греческих трагедиях разговоры чередовались с песнями хора — об этом мы. еще
расскажем. Первая песнь хора из «Антигоны» запомнилась человечеству на много
веков — это самый громкий гимн силе человека во всей греческой поэзии. В нем
еще свежо впечатление от победоносной войны. Но дочитайте его до конца, он
кончается напоминанием — даже в этом величии выше всего мера, выше всего закон:
кто его преступит, тот опасен и себе, и другим. В своем взгляде на мир и
человека греки всегда оставались верны себе.
Строфа 1
Много в природе дивных сил,
Но сильней человека — нет.
Он под вьюги мятежный вой
Смело за море держит путь.
Кругом вздымаются волны —
Под ними струг плывет.
Почтенную в богинях, Землю,
Вечно обильную мать, утомляет он:
Из году в год в бороздах его
пажити,
По ним плуг мул усердный тянет.
Антистрофа 1
И беззаботных стаи птиц,
И породы зверей лесных,
И подводное племя рыб
Власти он подчинил своей:
На всех искусные сети
Плетет разумный муж.
Свирепый зверь пустыни дикой
Силе его покорился, и пойманный
Конь густогривый ярму повинуется,
И царь гор, тур неукротимый.
Строфа 2
И речь, и воздушную мысль,
И жизни общественной дух
Себе он привил; он нашел охрану
От лютых стуж — ярый огнь,
От стрел дождя — прочный кров.
Благодолен!
Бездолен не будет он в грозе
Грядущих зол;
Смерть одна
Неотвратна, как и встарь,
Недугов же томящих бич
Теперь уж не страшен.
Антистрофа 2
Кто в мудрость искусство возвел
Превыше бессильных надежд,
Тот путь проторил и к добру и к
худу.
Кто Клятву чтит, Правды дочь,
Закон страны, власть
богов, —
Благороден!
Безроден в кругу сограждан тот,
Кого лихой
Кривды путь
В сердце дерзостном пленил:
Ни в доме гость, ни в вече друг
Он мне да не будет!
Маленькое
примечание. Может быть, некоторые удивятся этим стихам: ни рифмы, ни ритма, все
равно как в прозе. Это не совсем так. Рифмы, правда, здесь нет: рифму изобрели
только в средние века. А ритм есть, только он сложнее, чем в стихах, к которым
мы привыкли. Сравните первую строчку строфы с первой строчкой антистрофы,
вторую со второй и так далее: и число слогов, и расположение ударений всюду
будет одно и то же. Строфу и антистрофу можно было петь на один мотив, и это
был мотив торжественной пляски. Хор мерными движениями шагал в сторону и в лад шагам
пел строфу, а потом теми же движениями возвращался назад и пел антистрофу;
потом, уже по-новому, двигался в другую сторону и обратно и пел другую строфу с
антистрофой. Стихи, музыка и пляска были едины.
|