|  
        ХОР О ЧЕЛОВЕКЕ
 
 Через
    несколько лет после заключения мира с персами, в самые первые годы власти
    Перикла в афинском театре была поставлена трагедия драматурга Софокла «Антигона».
    В греческих трагедиях разговоры чередовались с песнями хора — об этом мы. еще
    расскажем. Первая песнь хора из «Антигоны» запомнилась человечеству на много
    веков — это самый громкий гимн силе человека во всей греческой поэзии. В нем
    еще свежо впечатление от победоносной войны. Но дочитайте его до конца, он
    кончается напоминанием — даже в этом величии выше всего мера, выше всего закон:
    кто его преступит, тот опасен и себе, и другим. В своем взгляде на мир и
    человека греки всегда оставались верны себе.
 
 Строфа 1
  Много в природе дивных сил, 
  Но сильней человека — нет. 
  Он под вьюги мятежный вой 
  Смело за море держит путь.
  Кругом вздымаются волны —
  Под ними струг плывет. 
  Почтенную в богинях, Землю,
  Вечно обильную мать, утомляет он:
  Из году в год в бороздах его
    пажити,
  По ним плуг мул усердный тянет.
  Антистрофа 1
  И беззаботных стаи птиц, 
  И породы зверей лесных, 
  И подводное племя рыб
  Власти он подчинил своей:
  На всех искусные сети
  Плетет разумный муж.
  Свирепый зверь пустыни дикой 
  Силе его покорился, и пойманный
  Конь густогривый ярму повинуется,
  И царь гор, тур неукротимый.
  Строфа 2
  И речь, и воздушную мысль, 
  И жизни общественной дух 
  Себе он привил; он нашел охрану
  От лютых стуж — ярый огнь, 
  От стрел дождя — прочный кров.
  Благодолен!
  Бездолен не будет он в грозе 
  Грядущих зол; 
  Смерть одна
  Неотвратна, как и встарь,
  Недугов же томящих бич
  Теперь уж не страшен.
  Антистрофа 2
  Кто в мудрость искусство возвел 
  Превыше бессильных надежд, 
  Тот путь проторил и к добру и к
    худу. 
  Кто Клятву чтит, Правды дочь, 
  Закон страны, власть
    богов, — 
  Благороден!
  Безроден в кругу сограждан тот, 
  Кого лихой
  Кривды путь
  В сердце дерзостном пленил:
  Ни в доме гость, ни в вече друг
  Он мне да не будет!
 
 Маленькое
    примечание. Может быть, некоторые удивятся этим стихам: ни рифмы, ни ритма, все
    равно как в прозе. Это не совсем так. Рифмы, правда, здесь нет: рифму изобрели
    только в средние века. А ритм есть, только он сложнее, чем в стихах, к которым
    мы привыкли. Сравните первую строчку строфы с первой строчкой антистрофы,
    вторую со второй и так далее: и число слогов, и расположение ударений всюду
    будет одно и то же. Строфу и антистрофу можно было петь на один мотив, и это
    был мотив торжественной пляски. Хор мерными движениями шагал в сторону и в лад шагам
    пел строфу, а потом теми же движениями возвращался назад и пел антистрофу;
    потом, уже по-новому, двигался в другую сторону и обратно и пел другую строфу с
    антистрофой. Стихи, музыка и пляска были едины.
 |