ПАРФЕНОН
Союзники
жаловались: «За наш счет Перикл украшает свои Афины!» Перикл отвечал: «Это не
украшение — это памятник нашей и вашей победе и благодарность богам, которые ее
даровали».
Победа
греков над персами была победой закона и разума над произволом и грубой силой.
Богиней — воплощением разума была Афина, рожденная из головы Зевса;
богиней-покровительницей Афин, стоявших во главе победителей, была тоже Афина.
Памятником, воздвигнутым Афине в честь победы, были постройки афинского
акрополя, и прежде всего — храм Парфенон.
Три
холма было в Афинах, а в низине возле них лежала городская площадь. Это были
Пникс — холм народа, Ареопаг — холм знати и Акрополь — холм богов. На Пниксе
собиралось народное собрание, на Ареопаге заседал совет бывших архонтов (раньше
они участвовали в управлении, теперь только судили убийц), на Акрополе стояли
храмы. Персы разорили их до основания. Афиняне не стали их восстанавливать, а
решили выстроить на их месте новые.
Акрополь
был посвящен не просто Афине, а Афине в двух лицах — Воительнице и
Победительнице. Статуя Воительницы с копьем и щитом стояла посреди акрополя под
открытым небом; статуя Победительницы стояла в Парфеноне. «Дева Афина!» —
обращались к ней; слово «парфенон» означает «храм Девы». Корабли, подплывавшие
к Аттике, издали видели блеск солнца на высоко вознесенном острие копья Воительницы,
а подплыв ближе, видели рядом на холме белый прямоугольник Парфенона.
Акрополь
— продолговатый холм в двести с лишним метров длины, с плоской вершиной и
неприступными отвесными склонами. Взойти на него можно было только с узкой
западной стороны. Здесь архитекторы Перикла проложили мраморную лестницу,
ведущую к широкому коридору, пронизывающему три колоннады, — Пропилеям, «преддверью»
акрополя. Путник проходил по этому каменному лесу, и перед ним распахивалась
священная площадь, посреди нее — статуя Афины-Воительницы с ее сверкающим в
вышине копьем, а за ее спиною, правее, — задняя, западная колоннада
Парфенона.
Издали
Парфенон невелик, изблизи он кажется громадным. Его колонны — вшестеро выше
человеческого роста и толще человеческого охвата. По фасаду их восемь в ряд, а
обычно бывало только шесть. Над колоннами — треугольные фронтоны, а в них —
многофигурные скульптурные сцены. С западной стороны изображен спор Афины с
Посейдоном. Афина и Посейдон спорили за покровительство над Аттикой, Посейдон
подарил афинянам соленый источник (и коня, добавляли некоторые), Афина —
оливковое дерево; победительницей вышла Афина. Это и было изображено на
фронтоне: в середине олива, по сторонам от нее — Афина и Посейдон, дальше к
краям треугольника — другие боги, сидящие и лежащие. Это означало: афиняне чтут
и Афину, хранительницу их города, и Посейдона, помощника их на морях, но больше
все-таки Афину, потому что разум дороже, чем дикая стихия. А если обойти здание
и взглянуть на фронтон противоположной его стороны, где вход, то это
становилось еще яснее. Здесь было изображено рождение Афины из головы Зевса:
величавый Зевс на троне, рядом с ним — юная Афина, воплощение его божественного
разума, а по сторонам — дивящиеся боги.
Меж
колоннадою и крышей высокою полосою все здание опоясывал фриз: вереница
прямоугольных барельефов, словно каменные картины. В каждом были две фигуры,
схватившиеся друг с другом в поединке. Здесь тоже шла борьба между разумом и
стихией, с каждой из четырех сторон — по-своему. На западной стороне, под
Афиной и Посейдоном, бились афиняне с амазонками — когда-то в мифические
времена эти неистовые женщины приходили на Аттику войной. На северной стороне
бились греки с троянцами — такими же азиатскими варварами, как недавние персы.
На южной стороне бились лапифы с кентаврами, то есть люди с чудовищами —
полулюдьми-полуконями. А на восточной стороне, над входом, под фронтоном с
рождением Афины, шла самая страшная борьба — между богами и гигантами, между
светлым мировым разумом и темными силами природы.
Это —
над колоннами. А за колоннами, по верху сплошной стены храма, тянулся, виднеясь
между мраморными столбами, другой фриз — не прерывистый, а сплошной. Это было
праздничное шествие: стихия побеждена, закон и порядок восторжествовали, и люди
идут приветствовать богов и поднести им подарки. На западной стороне, под
Посейдоном, давшим людям коня, скачут молодые воины верхом; вдоль длинной
северной тянутся колесницы, идут музыканты, гонят жертвенных животных, а
впереди шагают старейшины; а на восточной стороне, над входом, сидят боги, и
чинные девы подносят им дары. Такие процессии и вправду всходили на Акрополь
каждые четыре года, на празднике Больших Панафиней, и, медленно следуя вдоль
храма, шествующие видели справа над собой как бы собственное изображение на храмовой
стене. А взглянув налево, они могли видеть собственное изображение как бы
сошедшим со стены; там стоял маленький, с причудливыми выступами храм
Эрехтейон, и крышу его поддерживали не колонны, а каменные девушки с корзинами
на головах, прямые, спокойные и сильные. Они назывались «кариатиды».
Наконец,
обогнувши храм, мы входим внутрь. Здесь полутемно, свет падает лишь сквозь
дверь, и в этой полутьме в дальнем конце храма возвышается под потолок статуя
Афины-Девы, знаменитое творение Фидия. Она в высоком шлеме, у ног ее стоит щит,
а на протянутой руке — крылатая фигура богини Победы; Победа кажется маленькой,
хоть она почти в человеческий рост. Лицо и руки Афины выложены белой слоновой
костью, а одежда и панцирь — золотом; на этой статуе около полутора тонн
золота, неприкосновенный запас афинской казны. Поверх панциря на богиню
накинуто покрывало, вытканное лучшими афинскими девушками. И здесь в последний
раз словно в один узел собран смысл всего Парфенона: на покрывале богини
изображена гигантомахия, на щите — амазономахия, а на краях ее подошв —
кентавромахия: победа закона и порядка над произволом неразумной стихии.
|