ЕГИПЕТ И ЦАРЬ КАМБИС
Когда
Кир погиб, царствовать стал его сын Камбис. Он решил пойти войною на Египет —
самую древнюю и самую удивительную страну на свете.
Земли
Египта так плодородны, что их не нужно пахать. Каждое лето Нил разливается на
сто дней, города на холмах стоят, как островки среди пресного моря, и суда
плавают над поверхностью полей. Когда вода спадает, на полях остается слой ила
такой толщины, что за столетие египетская земля делается выше на целую пядь. В
ил бросают семена и ждут, пока заколосится хлеб. А дожди этот ил не смывают,
потому что дождей в Египте не бывает никогда.
Нравы и
обычаи египтян не такие, как у других народов, а наоборот. Женщины у них
торгуют на площадях, а мужчины хозяйничают дома. Хлеб в Египте пекут не из
пшеницы и ячменя, а из полбы. Тесто месят ногами, а глину руками. Пишут и
считают не слева направо, а справа налево. Покойников не сжигают на костре, как
греки, а бальзамируют и стараются сохранить как можно дольше. Самые большие
постройки в Египте не храмы и не дворцы, а царские могилы — пирамиды. Самых
больших пирамид — три; построили их цари Хеопс, Хефрен и Микерин. Когда строили
пирамиду Хеопса, то работали на стройке сто тысяч человек, сменяясь каждые три
месяца, а все другие работы в стране были запрещены. Строили ее тридцать лет, и
на пирамиде написано, что только на редьку, лук и чеснок для рабочих издержано
было две тысячи пудов серебра, а сколько на все остальное, не считал никто.
Хеопс и
Хефрен были царями жестокими, а Микерин — добрым и справедливым; однако Хеопс и
Хефрен правили по пятьдесят лет, а Микерину оракул предсказал только шесть лет.
Микерин очень обиделся, но оракул ему объяснил: «Ты сам виноват: боги судили
Египту страдать под злыми царями сто пятьдесят лет; Хеопс и Хефрен делали то,
что хотели боги, и правили долго, а ты делаешь обратное и будешь править
недолго». Тогда Микерин решил назло богам удвоить срок своей жизни: он перестал
спать и по ночам пировал, веселился, охотился и жил, как днем, чтобы за эти
шесть лет прожить вдвое больше.
Всего в
Египте сменилось триста тридцать царей. Последнего из них звали Амасис. Он был
человеком низкого рода, в молодости промышлял воровством и обманом, но царь из
него получился очень хороший. Это он дружил с Поликратом, и это у него Солон
заимствовал закон: кто не может доложить властям, на какие средства он живет,
тот подлежит наказанию. А для тех, кто попрекал его низким происхождением, он
сделал вот что. У него была золотая лохань, в которой гости на его пирах мыли
ноги; он велел ее переплавить и отлить статую бога. Народ стал благоговейно
поклоняться этой статуе, а Амасис сказал: «Вот так и я: сперва меня попирали
ногами, а теперь передо мною все должны преклоняться». От своего темного
прошлого он никогда не отрекался. Когда он был вором и его ловили, а он
отпирался, то обкраденные тащили его к оракулам, и оракулы то признавали, то не
признавали его вором. Когда он стал царем, то объявил все оракулы, обличавшие
его, правдивыми, а оправдывавшие — лживыми и первые почитал, а вторые не ставил
ни во что.
На
этого Амасиса пошел войною царь Камбис. Но когда он вступил в страну, Амасиса
уже не было в живых. Камбис разгромил в бою войско его сына, а тело Амасиса
велел вытащить из гробницы, бить бичами, а потом сжечь на костре. И это было
первым преступлением царя Камбиса, потому что персы почитали огонь божеством и
никогда не оскверняли его мертвыми телами.
Камбису
мало было Египта — он пошел вверх по Нилу на Эфиопию. Путь был труден, припасы
кончились, изголодавшиеся воины начали по жребию поедать друг друга. Пришлось
повернуть. Когда изможденное персидское войско дотащилось до египетской земли,
там был праздник: рождение бога Аписа. Алис — это священный бык, шерсть у него
черная, на лбу белый треугольник, на спине пятно в виде орла, под языком нарост
в виде жука, рождается он раз во много лет, и тогда весь народ ликует. Камбис
не поверил; ему показалось, что это все радуются его, Камбиса, неудаче. Он
взглянул на маленького черного теленка, расхохотался и мечом ударил его в
бедро, а жрецов и празднующих приказал бить плетьми и колоть копьями. И это
было второе преступление царя Камбиса.
Расплата
пришла скоро. У Камбиса был брат Смердис, наместник Мидии, большой и сильный.
Все его любили, а Камбис ненавидел. Он приказал убить Смердиса. Но был в Мидии
жрец, которого тоже звали Смердис. Он воспользовался смутой и поднял восстание
против Камбиса, выдавая Себя за спасшегося царского брата. Камбис был еще в
Египте; он приказал тотчас седлать коней в поход на самозванца. И тут, когда он
вскакивал на коня, у ножен его отвалился наконечник и обнаженный меч ранил его
острием в бедро — в то самое место, куда он поразил священного быка Аписа. Рана
загноилась, нога омертвела, и Камбис понял, что пришла его смерть. Он сказал: «Вновь
мидяне хотят властвовать над персами; не допустите, персы, их до этого, верните
власть хитростью или силой!» С этим он умер.
|