|  
        
   
ОТКУДА БЕРУТСЯ ОТРЫВКИ 
   
  Попробуйте
    представить себе страшную картину: во всем мире вдруг исчезли все издания
    сочинений Пушкина. И собрания сочинений, и отдельные издания, и давние, и
    недавние — все до одного. Что было бы тогда? Так и осталось бы человечество без
    Пушкина?
  На
    первый взгляд — да. А если подумать — нет. Загляните в ваш учебник русского
    языка. Там к каждому правилу даны примеры и упражнения; по большей части это
    фразы из сочинений русских классиков. Выберите оттуда все фразы Пушкина — вы
    сами удивитесь, как их много. А теперь представьте себе, что точно так же вы
    пересмотрели и все учебники прошлых лет, все существующие книги по языкознанию,
    все словари и извлекли оттуда все цитаты из Пушкина. Это будет еще больше.
    Теперь перейдем к учебникам литературы: как много в них написано о Пушкине, как
    много там цитат; а кроме того, там есть пересказы многих произведений — это,
    конечно, не пушкинские слова, но они тоже помогают понять Пушкина и, что важнее,
    догадаться, какие цитаты взяты из каких произведении. А ведь, кроме учебников,
    о Пушкине написано великое множество книг, из которых можно извлечь очень много
    материала. Потом возьмемся за хрестоматии и сборники: ведь по нашему условию
    они не погибли. Они наверняка дадут нам в общей сложности несколько десятков
    законченных стихотворений и отрывков из поэм. Наконец, кроме русских
    хрестоматий, есть и иностранные; большинство стихов в них, конечно, те же
    самые, но вдруг в них найдется английский или испанский перевод какого-нибудь
    стихотворения, нам еще незнакомого. А потом, собрав этот пестрый материал,
    филолог будет долго и бережно его сортировать и группировать и после этого
    издаст отдельной книгой, на которой будет написано: «А.С. Пушкин. Отрывки». Уверяю
    вас, что получить общее представление о Пушкине по такой книге все же будет
    возможно.
  Вот
    так, без всякого «если бы», приходится ученым составлять издания очень многих
    древнегреческих писателей. Целые произведения их не дошли до нас, а цитаты из
    них дошли. Мы только что перечислили девятерых лириков; из них законченные
    произведения — и то далеко не все! — сохранились лишь от великого Пиндара
    да от веселого Анакреонта. Всех остальных мы смогли представить вебе лишь
    тогда, когда были собраны их отрывки, — лет двести-триста тому назад.
    Сперва такая возможность казалась странной: великий насмешник Свифт, автор «Гулливера»,
    издевательски писал: «Как сообщает такой-то писатель в такой-то главе и
    параграфе своего полностью утраченного сочинения...» Потом привыкли, и теперь в
    чтении отрывков мы умеем находить не только пользу, а и удовольствие.
  В самом
    деле: отрывки — это ведь по большей части цитаты, а в цитаты попадают обычно
    самые яркие строки поэта. Раскроем сборник отрывков неистового Алкея — и видим: 
     
  Медью воинской весь блестит,
  весь оружием убран дом —
  Аресу в честь. 
  Тут шеломы как жар горят,
  и колышутся белые
  На них хвосты.
  Там медяные поножи
  на гвоздях поразвешены;
  Кольчуги там.
  Вот холстинные панцири;
  вот и полые, круглые
  Лежат щиты. 
  Есть булаты халкидские, 
  есть и пояс, и перевязь, —
  Готово все.
  Ничего не забыто здесь —
  не забудем и мы, друзья,
  За что взялись!
     
     
  У
    отрывка нет ни начала, ни конца, но все видно и все Понятно, а «за что взялись»,
    мы догадываемся по биографий Алкея: за мятеж против митиленского тирана.
    Раскроем теперь Сафо:
     
     
  Я негу люблю,
  юность люблю,
  радость люблю и солнце.
  Жребий мой — быть
  в солнечный свет 
  и в красоту влюбленной. 
     
  Весь
    отрывок — две строки, и в них все сказано. Раскроем Пиндара, высочайшего из
    поэтов; самый знаменитый из его отрывков — даже не два, а один стих:
     
     
  Что есть бог? Бог есть все! 
 
  Раскроем
    Архилоха — бродячего воина, которого греки считали вторым после Гомера
    начинателем поэзии, потому что он первый стал сочинять стихи не для пения, а
    просто для громкого чтения:
     
     
  Сердце, сердце! Грозным строем
    встали беды пред тобой. 
  Ободрись и встреть их грудью, и
    ударим на врагов! 
  Пусть везде кругом засады —
    твердо стой, не трепещи! 
  Победишь — своей победы напоказ
    не выставляй, 
  Победят — не огорчайся, запершись
    в дому, не плачь! 
  В меру радуйся удаче, в меру в
    бедствиях горюй: 
  Смену волн познай, что в жизни
    человеческой царит. 
     
  Раскроем
    Гиппонакта — нищего насмешника, выдумавшего «хромой стих» с забавным перебоем
    ритма на конце:
     
     
  Богатства бог — недаром говорят:
  слеп он! 
  Ведь нет чтобы к поэту заглянуть
  в гости 
  Да молвить: «На, мол, тридцать
    серебра
  фунтов, 
  А там и больше». Нет ведь, не
    зайдет:
  трусит!
     
     
  Пять
    поэтов, пять отрывков, один короче другого; и ни одного не спутаешь с другим.
    Простимся на этом с девятью лириками и поблагодарим собирателей их отрывков.
              |