|  
        ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII в.
 
 Особенности философской картины 
          мира в рационалистическом мировосприятии —
          Своеобразие национальной концепции литературы 
          как отрасли духовной жизни общества —
          Рационалистический тип эстетического сознания 
          и его приоритеты: мысль, разум, идеал —
          Периодизация русской литературы XVIII в.
 
 Восемнадцатое столетие, европейский «век разума и просвещения», увенчавший 
          собой период абсолютизма в Западной Европе и закончивший длительную 
          эпоху европейского культурного развития Великой французской революцией, 
          в России открывает новую эпоху ее государственности и культуры. 1700-й 
          год Россия впервые в своей истории отсчитала не от сотворения мира, 
          а от Рождества Христова, и встретила 1-го января, а не 1-го сентября. 
          Это — культурный знак символического рубежа, который отделяет древнюю 
          средневековую Русь от России Петровской эпохи новой истории. 
        В масштабах всемирной истории век — это совсем немного. Духовная жизнь 
          XVIII в. отличается невиданной степенью интенсивности и концентрации, 
          особенно заметной на примере новой русской литературы. Тот путь, который 
          культуры других европейских стран проделывали в течение веков, русская 
          словесная культура — от Кантемира до Державина и от безавторских гисторий 
          до Карамзина проделала практически за полстолетия: ведь литература и 
          жизнь связаны между собой как предмет и его отражение в зеркале, и стремительное 
          развитие национального эстетического сознания до общеевропейского культурного 
          уровня неоспоримо свидетельствует о таком же стремительном развитии 
          национальной жизни в целом. Только вот в том, что считать предметом 
          — жизнь или литературу, а что отражением — литературу или жизнь, русский 
          (как, впрочем, и европейский) XVIII в. придерживался собственных убеждений, 
          не совпадающих с теми, которые порождены современным типом эстетического 
          сознания.
 
 Особенности философской картины мира 
         в рационалистическом мировосприятии 
        В XVIII в. в Западной Европе к политике, экономике и культуре которой 
          обратились взоры россиян сквозь окно, прорубленное реформами Петра I, 
          господствовало рационалистическое мировоззрение. Рационалистический 
          тип мировосприятия является по своей природе дуальным и иерархическим. 
          Дуализм рационалистического мировосприятия определяет структуру философской 
          картины мира: в сознании людей XVIII в. мир не был единым, целостным, 
          развивающимся и изменчивым, каким мы видим его сейчас. Реальность для 
          людей XVIII в. имела два уровня своего проявления и восприятия: материальный 
          и идеальный, и оба были в равной мере существующими, только материальный 
          мир обладал физическим существованием, а идеальный — духовным. И как 
          в дуальной христианской модели мира дух торжествовал над плотью, дуальное 
          рационалистическое мировосприятие считало идеальную реальность высшей 
          и первичной, а материальную — низшей и вторичной — ив этом проявился 
          иерархический характер рационалистического мировосприятия. Материальная 
          реальность была совокупностью отдельных случайных, несовершенных и разрозненных 
          предметов и явлений. Божественная гармония, правильность, высший смысл 
          всего сущего имели свое бытие в реальности идеальной, умопостигаемой, 
          и задачей словесных искусств было именно выражение этого общего смысла 
          с тем, чтобы материальная реальность могла приблизиться к своему должному 
          идеальному облику. 
        Мировоззренческие лозунги «века разума»: «Я мыслю, следовательно, 
          я существую» и «Мнения правят миром» — Россия на заре новой эпохи своей 
          истории восприняла и разделила с особенным энтузиазмом в силу того, 
          что рационалистическое мировосприятие, усваиваемое по мере развертывания 
          западнических реформ эпохи государственных преобразований, органично 
          наложилось на национальную культурную традицию. С одной стороны, многовековая 
          история России до Петра оказалась как бы перечеркнута в сознании людей 
          Петровской эпохи: средневековая Русь закончила свое существование, и 
          все, что создавалось в области политики, экономики, культуры, создавалось 
          заново. В этом смысле весьма характерно мироощущение, зафиксированное 
          в текстах эпохи, ближайшей ко времени государственных преобразований: 
          во II Сатире Кантемира ее герой Филарет (добродетельный человек), обращаясь 
          к своему собеседнику Евгению (благороднорожденному), характеризует своих 
          современников следующим образом: «Мудры не спускает с рук указы Петровы, 
          // Коими стали мы вдруг народ уже новый <...> Они ведь собою // 
          Начинают знатный род, как твой род начали //Твои предки, когда Русь 
          греки крестить стали» [1]. 
        С другой стороны, это восприятие своей эпохи как новой отнюдь не отменило 
          глубоко укорененных в национальном сознании культурных традиций. Несмотря 
          на то что главным направлением культурных реформ была секуляризация 
          — то есть отделение культуры от церкви, многовековая традиция принадлежности 
          словесного творчества к сакральной сфере не могла быть ни преодолена 
          в короткое время, ни отменена в плане культурных ассоциаций национального 
          сознания. «Одной из особенностей русской средневековой культуры был 
          особый авторитет Слова. Слово совмещает в себе и разум, и речь, и одно 
          из наименований Сына Божия, и данный им людям закон. <...> Слово 
          никогда не ставится в один ряд с другими искусствами: они получают авторитет 
          извне, от сакральных или феодальных ценностей. Слову же авторитетность 
          присуща имманентно, как таковому. <...> В этом смысле естественно, 
          что когда место религиозного авторитета оказалось вакантным, его заняло 
          искусство Слова. <...> Заменив сакральные тексты, литература унаследовала 
          их культурную функцию» [2]. Это предопределило 
          своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни 
          общества.
 
 Своеобразие национальной концепции литературы 
         как отрасли духовной жизни общества 
        Если европейская рационалистическая эстетика в теории и считала словесное 
          творчество высшей и первопричинной реальностью, то практическое наличие 
          многовековой непрерывной культурной традиции, а также наличие прочного 
          уклада общественной жизни успели сделать литературу профессией и отвести 
          литературе и литератору определенное место в социальной структуре. В 
          России же на протяжении всего XVIII в. господствовало ощущение, что 
          и общество, и культуру нужно создавать, причем создавать по заранее 
          намеченной и сконструированной модели идеального общества и идеальной 
          культуры. 
        Естественно, что главная роль в этом планомерном культурном жизнестроительстве 
          отводилась писателю. Писательство было не профессией, а служением — 
          и это организовывало в русской литературе XVIII в. такие отношения литературы 
          с жизнью, которые оказались прямо противоположны аналогичным западноевропейским. 
          Анализируя западноевропейский литературный быт на рубеже XVII—XVIII 
          вв., Ю. М. Лотман справедливо заметил, что «Там [в Европе] быт генерировал 
          текст, здесь[в России] текст должен был генерировать быт. Этот принцип 
          вообще очень существен для литературы XVIII в., она становится образцом 
          для жизни, по романам и элегиям учатся чувствовать, по трагедиям и одам 
          — мыслить» [3]. Эта первичность жизни духа, 
          идеального бытия, по отношению к материальному быту предопределила и 
          специфические отношения между писателем и читателем: «писатель не следит 
          за культурной ситуацией, а активно создает ее. Он исходит из необходимости 
          создавать не только тексты, но и читателей этих текстов, и культуру, 
          для которой эти тексты будут органичны» [4]. 
         Отсюда закономерно следует определенная иерархия внутри 
          самой русской словесной культуры нового времени — литература как бы 
          распадается на два способа функционирования по критерию отношения читателя 
          и писателя. На протяжении почти всего XVIII в. существуют две литературные 
          традиции — низовая и высокая, обслуживающие соответственно бытовую потребность 
          читателя в развлекательном чтении и высокие умственные запросы гражданина 
          и члена общества. Писатель, творящий в русле низовой традиции — профессионал-литератор, 
          переводчик западноевропейского романа и оригинальный романист демократической 
          ориентации. Писатель же, творящий в русле высокой литературной традиции 
          — это поэт, пророк и учитель жизни. Даже если его произведение является 
          переводом, оно все-таки превышает значение перевода за счет оригинальности 
          жанровой модели им созданной («Тилемахида» Тредиаковского). И определенное 
          сближение этих традиций намечается только к концу XVIII в. как предвестие 
          перелома эстетических критериев высокой литературы, постепенно пересматривающей 
          свою адресацию к разуму и меняющей ее на адресацию к читательскому чувству.
 
 Рационалистический тип эстетического сознания 
         и его приоритеты: мысль, разум, идеал 
        Перемещение словесного творчества из сакральной сферы в секулярную 
          для русского эстетического сознания XVIII в. означало и пересмотр представлений 
          о его природе. В эпоху господства рационалистического типа мировосприятия 
          органом творчества считалась высшая духовная способность человека — 
          разум, и он же являлся главным органом эстетического наслаждения. Отсюда 
          — характерная рационалистическая концепция культурной деятельности и 
          словесного творчества, идеально соответствующая задачам всесторонней 
          перестройки русской жизни по моделям европейской государственности и 
          культуры. «Век разума» неизбежно полагал любую культурную деятельность 
          столь же прямо и непосредственно полезной, как политическая, промышленная 
          и сельскохозяйственная. Все эти виды деятельности должны приносить плоды 
          — духовные или материальные, и в их плодотворности заключается единственное 
          разумное основание для того, чтобы ими заниматься. 
        Такая концепция творчества предопределила мотивацию писательского 
          труда: его главный стимул — это стремление служить обществу и приносить 
          ему реальную пользу исправлением частных и общественных пороков посредством 
          литературного слова, которое в сознании писателя XVIII в. являлось инструментом 
          прямого социального воздействия. И результат творческого процесса представлялся 
          эстетическому сознанию XVIII в. иначе, чем современному. Это был не 
          текст художественного произведения как таковой, а то положительное воздействие 
          на материальную реальность, к которому писатель стремился, преследуя 
          основную цель своего творчества: совершенствование и исправление человеческой 
          нравственности и приведение к разумной идеальной норме законов государственного 
          устройства. 
        Результатом этого особенного положения литературы в русской духовной 
          жизни XVIII в., ее специфической социальной функциональности и своеобразия 
          рационалистической концепции творчества стала иерархия эстетических 
          ценностей внутри самой литературы. Система эстетических приоритетов, 
          которыми руководствовались и писатели, и читатели XVIII в., была иной, 
          чем современная. Собственно эстетические задачи в русской литературе 
          XVIII в. достаточно долго стояли на втором плане, уступая первенство 
          посторонним для изящной словесности целям — идеологии и морали. По способу 
          своего функционирования в духовной жизни России XVIII в. литература 
          была не столько искусством художественного слова, сколько публицистикой, 
          идеологией, этикой, практической философией и даже в каком-то смысле 
          религией, соединив в себе все гуманитарные аспекты жизни общества. Это 
          положение вещей актуально на протяжении почти всего века. Поэтому непременным 
          условием историко-литературного, исследовательского, да и просто читательского 
          подхода к текстам литературы XVIII в. является осознание типологических 
          различий в эстетическом сознании эпох рационализма и классического периода 
          русской литературы XIX в., когда сформировались основные критерии современного 
          типа эстетического сознания.
 
 Периодизация русской литературы XVIII в. 
        При всей компактности того исторического времени, которое в русской 
          литературе XVIII в. занял переход от русской средневековой традиции 
          книжности к словесной культуре общеевропейского типа ее развитие осуществлялось 
          стадиально и было связано не только с внутрилитературными, но и с внелитературными 
          факторами. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. до сих 
          пор не может считаться решенной [5]. Представляется, что оптимальным критерием периодизации 
          является соотношение внутренних закономерностей литературного процесса 
          с циклами общественно-исторической национальной жизни, тем более, что 
          история и литература XVIII в., как и любой другой эпохи русской жизни, 
          определенным образом между собой связаны. 
         Общепринятым критерием периодизации дореволюционной русской истории 
          является смена власти. Тенденции крупных исторических отрезков русской 
          жизни определяются историей и характером царствования того или иного 
          монарха. С этой точки зрения история русского XVIII в. предстает в виде 
          следующих периодов: 
        Царствование Петра I (1700—1725), эпоха государственных преобразований, 
          время всесторонних западнических реформ, начиная от быта и кончая политическими 
          преобразованиями структуры русской самодержавной власти. Эту эпоху можно 
          в целом охарактеризовать как время интенсификации духовной и общественной 
          жизни, разворачивающейся одновременно с экстенсивным расширением сферы 
          российского участия в европейской жизни. В эпоху Петра закладываются 
          основы новой русской государственности, политики, экономики, культуры. 
          Россия стремительно расширяет свои территориальные границы и налаживает 
          торговые и политические контакты со странами Западной Европы. 
        После смерти Петра I, который отменил существующий закон о порядке 
          престолонаследия по старшинству и законодательно оформил акт о волевой 
          передаче власти самодержцем избранному им наследнику, но сам при жизни 
          не успел этого сделать, наступает пятилетие своеобразной государственной 
          смуты. В это время царствуют вдова Петра, Екатерина I (1725—1727) и 
          его малолетний внук Петр II (1727—1730). С этого момента и до смерти 
          Екатерины II в 1796 г. русский престол будет переходить от самодержца 
          к самодержцу посредством заговоров и государственных переворотов. 
        Царствование Анны Иоанновны, племянницы Петра I (1730—1740). 
          Десятилетие ее пребывания у власти было ознаменовано репрессивным 
          режимом бироновщины (по имени ее фаворита, курляндского герцога Эрнста 
          Бирона), опалой культурных деятелей Петровской эпохи (Феофан Прокопович, 
          Кантемир) и разгулом деятельности Тайной канцелярии — массовыми пытками 
          и казнями. 
        Царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра I (1741—1761). 
          На двадцатилетие ее правления приходится расцвет русской дворянской 
          культуры, активизация деятельности дворянских учебных заведений и Академии 
          наук. Это — период стабилизации русской монархии в XVIII в. 
        Царствование Екатерины II (1762—1796). В 1762 г., через 
          полгода по смерти Елизаветы Петровны, в России произошел последний в 
          XVIII в. государственный переворот. На престол взошла устранившая со 
          своей дороги мужа Петра III, племянника и наследника Елизаветы Петровны. 
          Ее правление продолжалось 34 года — это самое длинное царствование в 
          истории XVIII в., и оно было весьма бурным. Первые 10 лет своего пребывания 
          у власти Екатерина II, независимо от того, были ли ее действия результатом 
          искренних намерений или же были продиктованы необходимостью считаться 
          с сильной дворянской оппозицией, ознаменовала целым рядом либеральных 
          законодательных актов. В то же время на период правления Екатерины II 
          приходится серьезнейший кризис русской государственности XVIII в. — 
          пугачевский бунт, по сути дела, гражданская война, после прекращения 
          которой царствование Екатерины постепенно приобретает репрессивный характер 
          в практике ужесточения цензуры, ограничения свободы слова и печати, 
          преследования инакомыслящих. 
        Царствование Павла I (1796—1801). Сын Екатерины II, 
          Павел I был последним русским императором XVIII в. Последние годы столетия 
          оказались ознаменованы глубоким кризисом власти, отчасти спровоцированным 
          самой личностью Павла I, отчасти же — дискредитацией идеи просвещенной 
          монархии в русском общественном сознании. 
        Этим периодом русской истории XVIII в. соответствуют следующие стадии 
          национального процесса: 
        Литература первой трети XVIII в. (1700—1730): момент перехода 
          от традиций русской средневековой книжности к словесной культуре общеевропейского 
          типа. Это время прихотливого смешения культурных установок древнерусской 
          литературы — анонимной, рукописной, связанной с культурой церкви — и 
          ориентации на словесную культуру нового типа — авторскую, печатную, 
          светскую. В культуре Петровской эпохи господствует так называемый «панегирический 
          стиль», порожденный, с одной стороны, пропагандистским пафосом культурных 
          деятелей эпохи государственных преобразований, а с другой — стремительным 
          усвоением символики и образности европейского искусства. Наиболее репрезентативная 
          фигура этой эпохи — Феофан Прокопович, основоположник светского ораторского 
          красноречия, создатель жанра проповеди — «Слова», которое послужило 
          своеобразным протожанром для литературы следующих десятилетий. 
        На исходе этого периода начинает свою литературную деятельность А. 
          Д. Кантемир. 1730-й г. ознаменован выходом в свет переводного романа 
          «Езда в остров Любви» В. К. Тредиаковского, к которому он приложил и 
          сборник своих лирических стихотворений. Как справедливо замечает исследователь, 
          «если перевод Тредиаковского фиксировал качественные сдвиги в литературном 
          сознании, порожденные обстановкой, возникшей в результате петровских 
          преобразований, то в сочинениях Кантемира уже прозорливо намечен выбор 
          классицизма в качестве такой художественной системы, которая наиболее 
          органична духовным потребностям утвердившегося в своей силе абсолютизма» [6]. 
        Период становления, укрепления и господства классицизма (1730-е 
          — середина 1760-х гг.). На протяжении 1730—1740-х гг. были осуществлены 
          основные нормативные акты русского классицизма, смысл которых заключался 
          в создании стабильных, упорядоченных норм литературного творчества: 
          реформа стихосложения, регламентация жанровой системы литературы, стилевая 
          реформа. Одновременно с теоретическими мероприятиями русских писателей, 
          которые в это время являются и учеными-филологами, складывается и жанровая 
          система русской классицистической литературы. В творчестве Кантемира 
          и Ломоносова оформляются старшие жанры — сатира и торжественная ода. 
          Творчество Тредиаковского дает образцы художественной прозы, стихотворного 
          эпоса и начинает формировать жанровую систему лирики. Под пером «отца 
          русского театра» Сумарокова складываются жанровые модели трагедии и 
          комедии. Центральной литературной фигурой этого периода является Сумароков 
          — и потому, что с его именем особенно тесно связано понятие русского 
          классицизма, и потому, что его литературная установка на жанровый универсализм 
          творчества привела к оформлению жанровой системы русской литературы 
          XVIII в. 
        Вторая половина 1760-х — 1780-е гг. — третий период развития 
          русской литературы XVIII в. — является наиболее бурным и многоаспектным, 
          как и соответствующий ему период русской истории. Конец 1760-х гг. — 
          эта первая эпоха гласности в русской истории нового времени — ознаменовался 
          невиданным расцветом публицистических жанров на страницах периодических 
          изданий 1769—1774 гг. В это же время в устойчивой иерархической жанровой 
          системе классицизма намечаются внутренние вихревые движения и кризисные 
          явления, спровоцированные вторжением низовой демократической беллетристики 
          в высокую литературу. Четкая иерархия жанров классицизма начинает колебаться 
          под натиском синтетических структур, соединяющих высокий и низкий литературные 
          мирообразы. При жизни основоположников русской литературы XVIII в. Ломоносова, 
          Тредиаковского, Сумарокова в литературу входят не только демократические 
          беллетристы 1760—1770-х гг., но и те, кому уже в это двадцатилетие суждено 
          стать писателями, определяющими лицо русской литературы XVIII в. в целом 
          и основоположниками многих плодотворных традиций, уходящих в перспективу 
          XIX и XX вв. Фонвизин, Державин, Крылов, Радищев, образуя новую генерацию 
          писателей, определяют своим творчеством кульминацию русской литературы 
          XVIII в. 
        Последнее десятилетие XVIII в. — 1790-е гг. — принесло с собой 
          перемену типа эстетического сознания и окончательный перелом от идеологии 
          к эстетике в литературных теории и практике. 1790-е гг. ознаменованы 
          тем, что классицизм в качестве основного литературного метода уступает 
          место сентиментализму, разум — чувству, стремление внушить читателю 
          моральную истину — стремлению взволновать и эмоционально увлечь. Ранние 
          сентименталистские веяния наблюдаются в русской литературе XVIII в. 
          начиная со второй половины 1760-х гг., но статус целостного литературного 
          направления и стройной системы эстетико-идеологических установок творчества 
          русский сентиментализм обретает с момента литературного дебюта Н. М. 
          Карамзина. В этом смысле можно сказать, что в русской литературе XIX 
          в. наступил на 10 лет раньше, чем в русской истории: Карамзин по своим 
          эстетическим установкам скорее является первым классиком русской литературы 
          XIX в., чем последним — XVIII в. Как эстетическое единство русская литература 
          XVIII в. обрела свое кульминационное завершение в творчестве сентименталиста 
          Радищева; сентименталист Карамзин открывал своим творчеством новый век 
          русской словесности.
 
 
          [1] Кантемир А. Д. Собрание стихотворений. 
    Л., 1956. С. 75—76.
 [2] Лотман Ю. М. Очерки по истории 
    русской культуры XVIII века // Из истории русской 
    культуры. Т. 4 (XVIII — начало XIX 
    века). М., 1996. С. 88-89.
 [3] Там же. С. 97.
 [4] Там же. С. 107.
 [5] Подробно об этом см.: Стенник Ю. 
    В. Проблема периодизации русской литературы XVIII 
    в. // XVIII век. Сб. 16. Л., 1989. С. 17—31.
 [6] Стенник Ю. В. Проблема периодизации 
    русской литературы XVIII в. С. 26.
 |