ПОДВИГИ АЛЕКСАНДРА
Александр
хотел владеть Азией не как захватчик, а как наследник: по праву самого
доблестного и мудрого. Когда он проходил через Фригию, ему показали в храме
колесницу древнего царя Гордия, дышло которой было привязано к ярму узлом
каната из кизиловой коры. Говорили, что кто развяжет этот узел, тот унаследует
власть над всей Азией. Александр попробовал и не смог: узел был запутанный.
Тогда он взмахнул мечом и разрубил Гордиев узел. Это вошло в пословицу.
Когда
он пришел в Египет, то узнал, что здесь царей считают живыми богами. Тогда он
объявил себя богом, сыном Зевса-Аммона. Азиатские народы признали это с
готовностью: они привыкли. Греки — другое дело: они негодовали. Афиняне так
шумели в своем народном собрании, что оратор Демад им сказал: «Оберегая ваше
небо, не прозевайте вашу землю!» Только спартанцы презрительно ответили послу
Александра: «Если Александр хочет быть богом — пусть будет!»
Главная
борьба за Азию предстояла с персидским царем Дарием Младшим. Александр уже
разбил его в одной битве — предстояла вторая. Дарий предложил Александру мир и
половину своего царства. Старый полководец Парменион сказал: «Я согласился бы,
будь я Александром». Александр ответил: «А я согласился бы, будь я Парменионом».
Дарию он написал: «В небе не может быть двух солнц: покорись или бейся». Дарий
дрогнул. Перед самой битвой он опять предложил Александру полцарства и огромный
выкуп. Александр ответил: «Ты предлагаешь мне то, что тебе уже не принадлежит».
Битва
произошла под Гавгамелами. Александр победил. Решающей схваткой был натиск
персидских колесниц с широкими серпами по бокам: серпы подрезали врагов под
колени, как колосья в поле. Александр приказал своим воинам бить копьями о
щиты; страшный лязг испугал вражеских лошадей, колесницы дрогнули и повернули
назад.
Дарий
бежал. В бегстве его убил изменник — сатрап Бесс. Этим он хотел купить милость
Александра. Но Александр ответил изменнику ненавистью. Он не хотел убивать
Дария: он хотел принять от него власть и по-царски сделать его своим другом и
советником, как когда-то Кир Креза. Бесса он выдал на расправу пленным
родственникам и родственницам царя Дария. Они казнили его страшной казнью:
изрубили на мелкие куски и из пращей разметали эти куски по пустыне во все
стороны.
Александр
стал персидским царем. Он взял в жены дочь Дария и знатнейшим македонянам велел
тоже взять персидских жен. Пятьсот молодых персов он велел воспитывать по
македонскому обычаю. Когда он сидел на троне, ему должны были кланяться
по-восточному, земными поклонами. Македоняне начали роптать. Друг Александра
Клит крикнул ему на пиру: «Счастливы те, кто погибли раньше, чем нас стали бить
персидскими розгами!» Александр метнул копье и убил Клита.
Войско
шло дальше на восток. Мимо гробницы великого Дария; на ней было написано: «Я —
Дарий, царь великий, царь царей, царь персов, царь народов; никто не сделал
столько добра друзьям и зла врагам своим; я мог все». Мимо гробницы великого
Кира; на ней было написано: «Я — Кир, царь великий, царь царей, царь персов,
царь народов; кто бы ты ни был, путник, я знал, что ты придешь; не лишай меня
земли, покрывающей мой прах». Гробница эта стоит до сих пор, и в Иране ее чтут,
как святыню. Невдалеке был Персеполь, город царских дворцов, столица Персиды;
Александр сжег его до основания, это была расплата за сожженные Ксерксом Афины.
Александр шел дальше: там за Персией была Индия.
В Индии
были два царства и два царя: Таксил и Пор. Таксил отказался от боя и стал
союзником Александра. Пор принял бой, был разбит, но так понравился Александру,
что тот вернул ему царство и тоже сделал его своим союзником. Таксил на вызов
Александра сказал так: «Я готов дать тебе то, чего у меня больше, и взять у
тебя то, чего у тебя больше; зачем нам биться?» Пор был исполинского роста, в
бою он сидел на слоне, как всадник на лошади, и слон хоботом вынимал ранившие
хозяина стрелы. Взятый в плен, на вопрос, как с ним обращаться, он сказал: «Как
с царем». — «Больше ты ничего не скажешь?» — переспросили его. «Если
Александр — настоящий царь, этого довольно», — ответил Пор.
Александр
спросил, кто научил Такси л а и Пора их благородству и мудрости. Они ответили: «Голые
мудрецы». В Греции Диоген был один, в Индии таких мудрецов было много. Они
сидели в чаще тропического леса на солнечной поляне, коричневые, прямые,
спокойные, не разговаривая друг с другом, погруженные только в свои мысли.
Местные жители приносили им по горстке риса в день — больше они ничего не ели.
Александр захотел их увидеть. Он послал к ним в лес гонца с рассказом о своих
подвигах. Мудрецы сказали: «Неужели Александр не мог добраться до нас без таких
хлопот?» Но они согласились видеть его и ответить на его вопросы.
Александр
задал мудрецам десять вопросов и получил десять ответов. Первый вопрос был
такой: «Кого в мире больше — живых или мертвых?» — «Живых, — ответили
мудрецы, — потому что мертвых больше нет». Второй вопрос: «Что кормит
больше животных — земля или море?» — «Земля, потому что море — это тоже часть
земли». Третий вопрос: «Какое животное самое хитрое?» — «То, которое еще не
попадалось человеку». Четвертый вопрос: «Зачем вы склоняли Пора к борьбе со мной?»
— «Чтобы он со славой жил или со славой умер». Пятый вопрос: «Что было раньше —
день или ночь?» — «День был раньше на один день». («Трудный ответ!» — сказал
Александр. «На трудный вопрос!» — отвечали мудрецы.) Шестой вопрос: «Как
заслужить любовь?» — «Будь самым сильным, но не самым страшным». Седьмой
вопрос: «Как стать богом?» — «Сделай то, что не под силу человеку». Восьмой
вопрос: «Что сильнее — жизнь или смерть?» — «Жизнь: в ней больше страданий».
Девятый вопрос: «Когда надо человеку умирать?» — «Когда смерть будет для него
лучше жизни». Десятого вопроса историки не запомнили.
За
Индией лежали новые земли, но после разговора с мудрецами Александру уже не
так, как прежде, хотелось их покорять. Войско его, измученное бесконечным
походом, роптало и требовало возвращения. Александр повернул. Обратный путь шел
через дикую выжженную пустыню. Воды не было, вместо нее из Индии взяли с собой
несметные запасы вина. Путь войска превратился в пьяное шествие, всюду гремели
чаши, свистели флейты, звучали песни, люди падали и больше не вставали.
Александр ехал в колеснице, среди пурпурных ковров, под сенью зеленых ветвей,
как бог Дионис. В вине он искал забытья: он не знал, зачем ему жить дальше.
С
Александром ехал индийский мудрец Калан: он согласился покинуть родину и стать
советником царя. В дороге он заболел и, чтобы избавиться от мучений, сжег себя
заживо по индийскому обычаю. («Калан сильнее меня: я сражался с царями, он — с
мучениями и смертью», — сказал Александр.) Перед тем как взойти на костер,
Калан посмотрел Александру в глаза и сказал: «Мы скоро свидимся». Это было
первое предзнаменование смерти Александра.
Вторым
предзнаменованием была смерть Гефестиона, лучшего друга царя. Когда-то
Александр вместе с Гефестионом вошел впервые к пленным жене и дочери Дария;
Гефестион был одет богаче, пленницы приняли его за Александра и простерлись
перед ним ниц. «Ничего, — сказал тогда Александр, — он такой же
Александр, как и я». Теперь Гефестион заболел, врач назначил ему диету,
Гефестион не утерпел и нарушил ее, и это его погубило. Александр был безутешен.
В знак траура греки стригли волосы — в память о Гефестионе Александр остриг
гривы коням в своей коннице и разрушил зубцы на городских стенах. Вместо
погребальной жертвы он пошел в поход на племя коссеев и перебил всех способных
носить оружие. В персидском главном храме он велел погасить священный огонь —
раньше это делалось только при смерти царей. «Ты не боишься?» — спросили его.
Он не ответил.
Третье
предзнаменование было таинственное. Александр с друзьями играл в мяч в
гимнастической комнате своего дворца. По греческому обычаю играли голыми,
сложив одежду на кресла. Вдруг игравшие увидели, что на царском кресле в
царском одеянии сидит незнакомый человек: грязный, худой, стиснув зубы и глядя
тупыми глазами прямо перед собой. Его схватили; он молчал. Его бросили на
пытку. Тогда он сказал, что звать его Дионисий, родом он из Мессении, сидел в
тюрьме, но к нему явился бог Серапис, снял с него оковы и велел прийти сюда,
надеть царское платье и молчать. Его казнили. Но Александр был мрачен.
Отчего
умер Александр? Трезвые люди пожимали плечами и говорили: «От лихорадки после
пьяного пира». Скорее всего, так оно и было. Но никто не хотел верить, что
покоритель мира во цвете лет умер так случайно. И рассказывали страшные вещи о
том, как его отравили. Отравою была вода Стикса: оказывается, эта адская река в
одном месте Греции пробивалась из-под земли на поверхность, катила свои
зловещие черные воды, а потом опять уходила под землю. Вода в ней была такая
ядовитая, что разъедала даже камень и металл. Не разъедала она только козье
копыто. В козьем копыте злоумышленники тайно доставили ее из Греции в Вавилон к
Александру. И тут на пиру военачальник Александра Кассандр будто бы тайно
уронил несколько капель этой воды в чашу царя.
Он умирал,
не оставив наследников своему всемирному царству. Друзья-военачальники
толпились у его постели. Александр уже почти не мог говорить. Его спросили: «Кому
ты оставляешь царство?» Он прошептал, едва шевеля губами: «Достойнейшему». Его
спросили: «Кто будет надгробной жертвой над тобой?» Он выдохнул: «Вы». Когда он
умер и начались кровавые войны за власть между его военачальниками, они часто
вспоминали это его последнее слово.
Ему
было тридцать три года. И потом, два с половиной века спустя, Юлий Цезарь в
свои тридцать три года плакал и говорил: «В моем возрасте Александр уже покорил
мир!» А преемник Цезаря Август в свои тридцать три года улыбался и говорил: «Не
понимаю, почему Александр предпочел покорять чужие царства, вместо того чтобы
хорошо править своим?»
|