С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ФИЛОСОФИЯ
Когда
семеро мудрецов изрекали свои правила поведения, им не нужно было придумывать
что-то новое: все эти мысли давно были выношены народной мудростью, им
оставалось лишь высказать их коротко и ярко. Когда же один из этих мудрецов, а
потом его ученики стали задумываться не о законах человеческой жизни, а о
законах мирового устройства, то мысль их пошла по нехоженым путям. Правила семи
мудрецов были проверены веками: это была мудрость. Новые, неиспытанные домыслы
никто не решался назвать мудростью: это было лишь «стремление к мудрости», «искание
мудрости». И новые мыслители сами стали себя называть не «мудрецы», а «любомудры»:
по-гречески — «философы».
Над
первыми философами смеялись. Зачем искать неизвестное и ненадежное, когда есть
известное и надежное? Зачем думать об устройстве мира, когда и устройство
земной жизни приносит столько хлопот? Все с удовольствием рассказывали, как
однажды Фалес Милетский вышел ночью наблюдать светила, но не посмотрел под ноги
и упал в колодец, а служанка сказала ему: «Что в небе, ты видишь, а что под
ногами, не видишь?»
Впрочем,
учения первых философов звучали с непривычки так странно, что посмеяться было
легко.
На
одном конце греческого мира, в Милете, философ Фалес (тот самый, один из семи
мудрецов) говорил ученикам: «Все на свете создалось из воды». Его ученик
Анаксимандр не соглашался с ним: «Все на свете создалось из неопределенности».
Ученик Анаксимандра Анаксимен не соглашался и с этим: «Все на свете создалось
из воздуха». А в соседнем городе Эфесе Гераклит откликался по-своему: «Все на
свете создалось из огня».
На
другом конце греческого мира, в городе Кротоне, философ Пифагор говорил
ученикам совсем непохожее: «Все на свете создалось из числа. Единица — это
точка, двойка — линия, тройка — плоскость, четверка — тело. Кроме того, двойка
— число женское, тройка — число мужское, пятерка — число супружества, восьмерка
— (Число дружбы, десятка — число мудрости и совершенства. Пирамида есть знак
огня, куб — земли, восьмигранник — воздуха, двенадцатигранник — воды. Семь
струн на лире, семь светил на небе, каждое из них звучит, как струна, и звуки
их слагаются в музыку сфер».
Странно?
Странно. Но если подумать, то окажется, что мысль первых философов была
удивительно разумна и последовательна.
Фалес и
его ученики рассуждали так. Давайте для каждого понятия подбирать другое
понятие, более широкое и общее. Что такое Фалес? Житель Милета. Что такое
житель Милета? Грек. Что такое грек? Человек. Что такое Человек? Живое
существо. А что такое живое существо? Тут, пожалуй, и не ответишь: такого
общего понятия еще Нет в языке. Начнем с другого конца. Что такое вот эта
Штучка в перстне? Аметист. Что такое аметист? Камень. Что такое камень?
Вещество. А что такое вещество? Опять нельзя дать ответа: опять мы пришли к
тому самому общему понятию, которого еще нет в языке. Как же назвать это
понятие, которое должно охватывать все, что есть на свете, — и человека, и
камень, и траву, и ветер? «Назовем его водой», — говорил Фалес. Почему он
так говорил? Можег быть, потому, что воду легче всего видеть и твердой, и
жидкой, и газообразной; а может быть, потому, что он вспоминал древний миф, по
которому прародителем всего, что есть на свете, был старец Океан, объемлющий
весь мир. Последователи Фалеса соглашались с этим ходом мысли, но не
соглашались с названием и предлагали другие. Какое же из этих названий
победило? То, которое два века спустя предложил философ Аристотель. Он
предложил для самого общего понятия обо всем, что есть на свете, слово «лес» —
лес как строительный материал, из которого делаются любые постройки. Римляне,
перенимая греческую философию, перевели это слово на свой язык: по-латыни «строительный
лес» будет «материес». А отсюда пошло то слово, которым и до наших дней
философы обозначают все вместе взятое, что существует на свете, — слово «материя».
Вам еще не приходилось встречать это слово в таком важном значении? Не беда,
еще придется.
Пифагор
рассуждал иначе. Хорошо, думал он, пусть человек и камень одинаково состоят из
воды, огня или чего угодно, но ведь тем не менее человек и камень — это совсем
не одно и то же! В чем же между ними разница? Очевидно, разница — в их
внутреннем строении. А что такое строение? Это размеры и соотношение частей. А
чем определяются размеры и соотношения? Числом! Стало быть, сущность любого
предмета со всеми его качествами можно выразить числом: число — начало всего.
Да вот и пример: кто из людей сильнее — мужчина или женщина? Мужчина. А какие
из чисел сильнее — четные или нечетные? Нечетные: потому что четное можно
разделить пополам, и от него ничего не останется, а нечетное нельзя разделить
бесследно — от него всегда останется единица в остатке. Вот и получается, что
числом женщины будет двойка, первое четное число, а числом мужчины — тройка,
первое нечетное число (единица не в счет), а числом брака — пятерка, их
сумма... и так далее, и так далее.
Нам
незачем следить за ходом мысли первых философов во всех подробностях. Скажем
одно: какого ни взять мыслителя в истории европейской мысли за две с половиной
тысячи лет, взгляды его, бесконечно упрощая, всегда можно будет свести или к
взглядам Фалеса, или к взглядам Пифагора: или к «материализму», или к «идеализму»,
как выражаются философы. Но это — уже за пределами нашей книги.
|