КИЛОНОВА СКВЕРНА
Самыми
знаменитыми тиранами этой поры были Кип-сел с Периандром в Коринфе, Поликрат на
Самосе и Писистрат с сыновьями в Афинах. Но прежде чем рассказывать о них,
нужно рассказать о Килоне, которому так и не удалось стать тираном.
Это
было еще за поколение до Солона. Знатный афинянин Килон одержал победу на
Олимпийских играх и почувствовал себя избранником богов. Он решил стать тираном
в Афинах. Друзей у него было много, соседние тираны обещали ему поддержку, а
народ мог легко увлечься славой олимпийского победителя. Килон дождался летнего
праздника Зевса Олимпийского и с отрядом товарищей захватил афинскую крепость —
акрополь.
Но
народ не пошел за Килоном. Афиняне сбежались с оружием и осадили акрополь.
Осаду возглавил архонт Мегакл из рода Алкмеонидов. Осада затянулась, осажденные
начали страдать от голода и жажды. Килон пал духом и бежал из акрополя, оставив
товарищей на произвол судьбы. Тогда они прекратили сопротивление, а сами сели
вокруг алтаря перед храмом Афины. Здесь они были под защитой богини. Но сидеть
там без конца тоже было нельзя: если бы кто-нибудь из них умер от голода, это
стало бы осквернением святыни.
Мегакл
и его родичи Алкмеониды предложили пленным выйти из храма и явиться на суд
ареопага. Им обещали не делать ничего дурного. Но пленники мало доверяли этим
обещаниям. Они взяли длинную веревку, привязали конец ее к алтарю Афины и,
держась за другой ее конец, сошли нетвердыми шагами с Акрополя. Это значило,
что и здесь они остаются под покровительством Афины.
Тут и
совершилось злодеяние, запятнавшее весь род Алкмеонидов. Когда пленники были
уже на полпути между холмом акрополя и холмом ареопага, веревка вдруг
разорвалась — или кто-то ее перерезал. «Бейте их: богиня от них отрекается!» —
крикнул архонт Мегакл. Толпа бросилась на кучку беззащитных и растерзала их.
Потом, как
водится, пришла расплата: моровые болезни, неудачи в битвах, дурные знамения со
всех сторон. Решили, что это гнев Афины и нужно произвести великое очищение
всего города от скверны убийства. Для этого был приглашен самый святой человек
в Греции — критский гадатель Эпименид.
Вы не
читали американскую сказку о Рип ван Винкле? Точно такой рассказ был у греков
об Эпимениде. Когда он был еще юношей, отец послал его в поле за пропавшей
овцой. Его застиг полдень, он прилег переждать жару и проспал пятьдесят семь
лет. Проснувшись, он стал искать овцу, не нашел, вернулся в усадьбу и увидел,
что там все переменилось и хозяин новый; пошел в город, там незнакомые люди
стали спрашивать его, кто он такой; и, только отыскав своего младшего брата,
уже седого и дряхлого, он понял, в чем дело. После этого чуда его стали
почитать любимцем богов. А всего, говорят, он прожил сто пятьдесят семь лет, из
которых пятьдесят семь — во сне.
Великое
очищение Эпименид совершил так. Он велел согнать на место преступления стадо
черных и белых овец, дать им разбрестись, куда хочется, и, где какая ляжет, там
принести жертву и воздвигнуть жертвенник с надписью: «Неведомому богу». А
Мегакл, зачинщик скверны, был изгнан из Афин, и с тех пор угроза изгнания вечно
висела над каждым его потомком.
Афиняне
хотели дать Эпимениду талант денег, но он отказался и попросил только ветвь от
их священной оливы — той, которую взрастила сама богиня Афина. С нею он и
вернулся на Крит. А по разным концам Аттики еще долго стояли алтари с
загадочной надписью: «Неведомому богу». И когда семь веков спустя (так
рассказывают христиане) в Афины пришел с проповедью новой веры апостол Павел и
его привели на Ареопаг и спросили: «О каком новом боге говоришь ты нам?» — он
будто бы показал афинянам на такой алтарь и сказал: «Вот об этом, которого вы,
сами не зная, чтите».
|