ДЕЛЬФЫ
Вы уже
заметили: если в нашем рассказе до сих пор и был наиболее часто упоминаемый
герой, то это был дельфийский оракул — без его пророчеств не обходилось,
кажется, ни одно событие. Пора теперь познакомиться с ним поближе.
В
средней Греции много гор. На горах — пастбища. На одном пастбище паслись козы.
Одна коза отбилась от стада, забралась на утес и вдруг стала там скакать и
биться на одном месте. Пастух полез, чтобы снять ее, и вдруг остальные пастухи
увидели: он тоже стал прыгать, бесноваться и кричать несвязные слова. Когда его
сняли, то оказалось: в земле в этом месте была расселина, из расселины шли
дурманящие пары, и человек, подышав ими, делался как безумный.
Испуганные
пастухи пошли к жрецам. Жрецы, посовещавшись, сказали: «Это — то самое место,
где некогда бог Аполлон убил дракона Пифона, сына Земли. Нужно в этом месте
выстроить храм, над расселиной посадить прорицательницу, и она, надышавшись
опьяняющим паром, будет предсказывать будущее».
Так был
построен храм Аполлона в Дельфах. Считалось, что это самый первый греческий
храм — первый дом, построенный для бога, сошедшего с небес к людям. Священные
пчелы Аполлона принесли неведомо откуда восковую модель чертога, обнесенного
колоннами; по ней выстроили деревянный храм, потом на его месте — медный, потом
на его месте — каменный. Все остальные греческие храмы были копией с этого.
Здесь жил Аполлон девять месяцев в году, а остальные три месяца жил Дионис.
В
середине храма овальной глыбой лежал большой белый камень — «пуп земли». Греки
представляли себе землю плоским кругом, а самой серединой этого круга — Дельфы.
Говорили, что Зевс, желая найти середину земли, выпустил с запада и с востока
двух голубок навстречу друг другу, и они встретились как раз над этим камнем.
Раз в
месяц на треножник в глубине храма садилась прорицательница — пифия. Ей
задавали вопросы, она отвечала на них несвязными криками, а жрецы перекладывали
ее слова благозвучными стихами и передавали спрашивающим. Со всей Греции
стекались в Дельфы просители; храм процветал и богател с каждым годом.
Предсказание
будущего — дело рискованное. Это, по-видимому, понимали не только жрецы, но и
спрашивающие. Поэтому вопросы в прямой форме: «удастся ли мне сделать то-то и
то-то?» — задавались редко. Чаще спрашивали: «Что сделать, чтобы мне удалось
то-то и то-то?» Оракул отвечал: «Принеси жертвы таким-то богам» или «Заручись
поддержкой надежных людей», и спрашивающие оставались довольны. Если дело все
же не удавалось, это значило, что или боги остались недовольны жертвами, или
люди оказались недостаточно надежными, а оракул ни при чем.
Бывали,
однако, и случаи более затруднительные. С некоторыми из них мы уже встретились.
А самым знаменитым был случай с царем Крезом.
Поперек
Малой Азии текла река Галис; на запад от нее, ближе к Греции, лежала Лидия, на
восток — Мидия. Царем Лидии был Крез, самый богатый правитель на свете. Он
задумал воевать с Персией, но хотел сперва спросить совета у оракула. Но у
какого? Как узнать, правду ли скажет оракул или солжет? И Крез решил испытать
все знаменитейшие оракулы мира. Он послал людей и в Дельфы, и в Додону, и в
Абы, и в Милет к Бранхидам, и в Египет к Аммону, и в пещеру Трофония, из
которой кто возвращается, тот больше никогда не смеется. Всем посланцам было
велено одно и то же: отсчитать сотый день от своего отправления и в этот день
спросить у оракула: что делает сейчас Крез, царь Лидии?
Что
ответили на этот вопрос другие оракулы, история умалчивает. А дельфийский
оракул ответил вот что:
В море
я капли сочту и на бреге исчислю песчинки, Знаю, что мыслит немой, и слышу, что
молвит безгласный; Чую вкус черепахи, что варится вместе с ягненком/ — Медь
вверху, и медь внизу, а они посредине.
Посланцы
ничего не поняли, но аккуратно записали предсказание и доставили Крезу. Крез
возликовал. Из всех ответов этот один оказался правилен и точен, ибо в
назначенный день Крез, чтобы испытать всеведенье оракулов, занимался тем, что
варил в медном котле мясо черепахи вместе с мясом ягненка, будучи уверен, что
чего-чего, а этого придумать и угадать никто не сможет.
Крез послал
в Дельфы несметные подарки и задал теперь оракулу свой главный вопрос:
переходить ли ему через Га-лис, чтобы воевать с Персией? Оракул ответил:
Крез,
перейдя через Галис, разрушит великое царство.
Крез
понял эти слова так же, как и вы их поняли, и бодро пошел на Персию войной. О
войне этой мы расскажем в другой раз, потому что с нее начались великие
греко-персидские войны. Кончилась она, как вы узнаете, полным поражением Креза.
Царь едва не погиб, а когда он все же уцелел, то первое, что он сделал, —
это послал в Дельфы и спросил: почему бог Аполлон так жестоко его обманул?
Ответ
был неожиданным. «Знай, Крез, — писали жрецы, — что Аполлон не
обманул тебя ни единым словом. Перейдя через Галис, ты разрушил великое царство
— только не персидское, а свое собственное. Аполлон тебя любит за богатые дары,
но помочь ничем не может: ты расплачиваешься за грехи предков. Все, что мог
сделать Аполлон, — это отсрочить твое падение на три года. Знай же, что ты
и так правил на три года дольше, чем велено судьбой, и цени это».
Вот как
оракул Аполлона и в этом опасном испытании остался кругом прав.
Дельфы
были священным городом под покровительством Аполлона: без стен, без войска. Все
окрестные государства заключили друг с другом договор: защищать Дельфы от
любого нападения общими силами, а между собой жить по возможности в мире. Раз в
четыре года в Дельфах, как в Олимпии, объявлялся «божий мир» для всей Греции и
устраивались общегреческие состязания — Пифийские игры. Они были такие же, как
Олимпийские, но в них были еще и музыкальные состязания — на лире и на флейте.
Аполлон недаром был богом света, знания и искусства.
|