|  
        
         
  
  ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
    ДОРЯН 
 
  Если вы
    пересмотрите Паросскую хронологическую таблицу и попробуете угадать в ней то
    место, где кончается мифология и начинается история, то, скорее всего, это
    будет загадочная строчка: «Год 1128. Переселение дорян во главе с царями
    Гераклидами в Пелопоннес». Загадочная — потому что если кто из вас и помнит,
    кто такие Гераклиды, то вряд ли представляет, что это было за переселение.
  А
    переселение было: это и вправду не только мифология, но и уже история. Греки —
    не исконные жители Греции, они — пришельцы. Они пришли сюда с севера, из-за
    Балкан; где и с кем они жили раньше — об этом ученые спорят до сих пор. Сами
    греки этого не помнили. Но они хорошо помнили другое — что переселялись они
    сюда двумя волнами. Первыми переселились ахейские племена; это об их царствах и
    княжествах сохранилась память в мифах. Вторыми переселились дорийские племена;
    и об этом переселении был сложен, можно сказать, последний греческий миф, а
    потом началась история.
  Миф был
    вот какой.
  Самым
    славным греческим героем был Геракл. Он был потомком аргосских царей. Но сам он
    не был царем: всю жизнь он прожил бездомным тружеником на чужих службах.
    Умирая, он приказал сжечь себя на костре на вершине горы Эты. От этого костра у
    подножья Эты забили горячие источники: по этим источникам соседний горный
    проход стал называться «Горячие ворота» — Фермопилы.
  Рядом с
    горой Этой лежит крошечная горная область — Дорида. Здесь нашли приют сыновья
    Геракла; старшим и главным из них был Гилл. Им было тесно в маленькой Дориде.
    Они собрали дружину из храбрых дорийских горцев и решили идти на Пелопоннес —
    добывать аргосское царство своих предков.
  Перед
    походом, как водится, обратились к оракулу. (Оракул — это не человек, а
    святилище, где жрецы давали предсказания от имени бога; как это было устроено,
    мы расскажем дальше.) Получили ответ: «Ждите третьих плодов и ступайте через
    теснину». Гилл рассудил, что «третьи плоды» — это третий урожай, третье лето;
    он выждал два года, а на третий год повел своих дорян через «теснину»
    Коринфского перешейка. Навстречу им вышли местные ахейцы. Договорились решить
    спор единоборством вождей. Вожди сошлись — и Гилл пал. Дорянам пришлось ни с
    чем воротиться в Дориду.
  Вновь
    обратились к оракулу: «Почему ты нас обманул?» Оракул ответил: «Вы сами не
    захотели правильно понять вещание. Плоды — не земные, а людские; теснина — не
    суша, а море». Геракл иды поняли: победа достанется не им, а только третьему
    поколению после них, и идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а
    вплавь через узкий Коринфский залив.
  Пока
    сменились три поколения, прошло сто лет. Гераклиды терпеливо ждали своего
    срока. Наконец за сыновьями и внуками выросли правнуки: три брата — Аристодем,
    Темен и Кресфонт. Собрали войско, построили корабли для переправы. Вновь
    спросили прорицания у оракула: «Что нам сделать, чтобы победить?» Ответ звучал
    таинственно: «Возьмите трехглазого проводника». Братья задумались. Вдруг на
    дороге показался всадник на коне, слепом на один глаз. Это был этолийский князь
    Оксил: он убил родственника, десять лет бедовал в изгнании и теперь возвращался
    на родину. Его стали уговаривать примкнуть к походу. Он легко согласился, но
    сразу выговорил себе награду: один из лучших кусков Пелопоннеса — Элиду.
  С
    трехглазым проводником трое братьев переправились в Пелопоннес, одержали
    долгожданную победу над ахейцами и стали делить завоеванные места. Середина
    Пелопоннеса — это дикое лесистое нагорье, но по сторонам его лежат четыре
    плодородные долины: на востоке — Аргос, на западе — Элида, на юге — Лакония и
    лучшая из всех — Мессения. Элиду отдали Оксилу, а о трех других областях три
    брата бросили жребий. В горшок с водой каждый опустил по камню: чей вынется
    первым, тот будет владеть Аргосом, чей вторым — Лаконией, чей третьим —
    Мессенией. Аристодем и Темен опустили свои жребии честно, а Кресфонт схитрил. Ему
    хотелось получить урожайную Мессению, и он бросил в воду вместо камня ком
    земли, который разошелся в воде. Аргос достался Темену, Лакония — Аристодему,
    Мессения осталась на долю лукавого Кресфонта.
  Совершив
    дележ, братья на трех алтарях принесли жертвы Зевсу. А наутро на их алтарях
    оказалось по неожиданному животному: на аргосском — жаба, на лаконском — змея,
    на мессенском — лиса. Гадатели, посовещавшись, объяснили: жаба — животное
    малоповоротливое, так что аргосским дорянам лучше не ходить на войну; змея —
    грозное, так что лаконским дорянам будет сопутствовать победа; а лиса — хитрое,
    в чем каждый мог и сможет убедиться. Братья переглянулись, поняли хитрость
    Кресфонта и затаили злую память на мессенских дорян.
              |