Проблема субъекта в современной философии образования

Ломакина Л.И.

 

Проблема субъекта в современной философии образования

 

Человечество вступает в эпоху постмодерна. Наука оценивает постмодерн как постиндустриальное общество в отличие от модерна (конец XIX – середина ХХ века) – индустриального этапа истории. Философским основанием постмодерна является постулат о неопределённости развития, который приходит на смену неоклассической определённости, характерной для индустриального общества. Постулат неопределённости тесно связан с идеей субъективации и индивидуализации постиндустриального общества.

В центре постмодерна стоит массовая личность как духовная субстанция, тогда как ещё совсем недавно человек массы реализовал себя как природное и социальное существо. Тем самым на смену индивида и личности приходит субъект. Субъект обладает свободой в принятии и неприятии культуры и цивилизации, он плюралистичен в своих действиях и в своём сознании, как субъект истории и как таковой он обладает творческим потенциалом, свободно отстаивающим все достижения культуры.

Теория постмодерна связывает субъекта как духовное существо с двумя другими его ипостасями – природного и социального существа. Переход к приоритету духовности и личностного начала не закрывает возможности манипулирования материальными, экономическими и социальными условиями существования. Возникает теоретическая и практическая необходимость выявления гармонизирующего ядра индивидуального духовного существования, без которого реализация свободы воли становится необоснованной или произвольной. Отсутствие высокого духовного горизонта субъекта закрывает перед обществом значимую социальную перспективу.

На субъекте как на творце истории сосредотачивается институциональная система общества. Институционализм становится доминирующей точкой зрения на мир. Переход к постмодерну несёт с собой идею соединения личности и массовой индивидуальности.

Становление европейской личности – индивида в его героическом, противостоящем природе и обществу, амплуа, было связано с развитием индивидуализма и образованности. Именно личность создавала будущие культурные эпохи, тогда как масса играла роль потребляющего субъекта, т.е. субъекта практической духовности.

Массовый индивид как субъект есть новое слово постмодерна.