При этом существенно, что, будучи сведённым к чистой самости, к самосознанию, человек в немецком идеализме освобождался от реальной связи с предметным миром, а между тем, предметность, по Марксу, есть существенное определение человека. «Предметное существо действует предметным образом, и оно действовало бы предметным образом, если бы предметное не заключалось в его существенном определении»5. Здесь как раз и наблюдается различие взглядов Фихте и Маркса на реальное предметное содержание. У Фихте эта предметность рассматривается лишь как отчуждённая форма самосознания, то есть идёт приравнивание человека к самосознанию. Как отмечает Маркс, «предметность как таковая считается отчуждённым. не соответствующим человеческой сущности (самосознанию) отношением человека. Поэтому обратное присвоение порождаемой как нечто чужое, под категорией отчуждения, предметной сущности человека имеет значение не только снятия отчуждения, но и снятия предметности, то есть человек рассматривается как непредметное, спиритуалистическое существо»6. По Марксу отчуждение нельзя отождествлять с так называемым опредмечиванием. Для большей части общества наличное бытие, «экзистенция», таковы, что реально техника господствует над трудящимися, а не трудящийся господствует над техникой. Именно Марксом впервые было доказано, что деструктивное воздействие на личность есть не имманентное свойство техники, а её переходящий модус, обусловленный отчуждением труда. В результате отчуждения субъекта деятельности от своей собственной деятельности труд превращается в отрицательную форму самодеятельности: из формы самоутверждения и самовыражения личности он становится способом её самодеструкции и самоопустошения. Отчуждение труда лишает деятельность целостности, творческих устремлений и сознательно поставленной цели, следствием чего оказывается самокалечение человека, в результате которого он утрачивает черты личности, превращается в абстрактного индивида, носителя частичной социальной функции.
Литература
1. См.: Фихте И.Г. Сочинения: Работы 1792-1801 гг. – М.: Ладомир, 1995.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. – М.: Госполитиздат, 1995. – Т. 3.
3. Там же. – С. 1.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. – С. 160.
5. Там же. – С. 162.
6. Там же. – С. 159-160.