В-третьих, сегодня политика, как и право, философия, искусство, бездействуют. Ф. Гёльдерлин в связи с этим завещает философии «ограниченное знание», дабы немедленно «прервать» себя и не сказать ничего лишнего. Если мы готовы воспринять требовательное общество и не сказать ничего лишнего, то, конечно, сама проблема бездействия политики начинает выступать на самой поверхности социальной жизни. Мы должны научиться сегодня пробиваться сквозь слова и поступки людей, научиться обосновывать невозможность пробуждения к необдуманным политическим реформам; мы призваны к тому, чтобы обосновать саму невозможность пробуждения от методологического сна, воздержаться от лишних слов и смыслов необдуманной политики.
В-четвёртых, люди, лишённые прагматического рассудка, обладают потенцией по утрам и вечерам наблюдать жизнь праздных индивидов. Поэтому далеко не секрет, что, поскольку в мире есть люди и страны, которые не в состоянии миновать друг друга, нам необходимо ориентироваться на людей, которые ведут друг с другом творческий диалог.
В настоящее время дух экологического и политического нигилизма многих людей оставляет равнодушными. Но «всечеловеческие» ценности, оппозиционные однобокому прагматизму, возвещают нам о стремлении людей к гуманитарному духу. Гуманистический потенциал культуры и само стремление людей освоить культурное наследие народов, конечно, не востребованы современной практикой и не удовлетворяют критериям пользы. Но гуманизм, как истинное основание политики и политической культуры, составляет главное достоинство, главный потенциал народа и его духовности.
Литература
1. LeyenbergerG. Métaphoresdelapresence. II. La philosophie de Hölderlin. Édition Osiris, 1994.
2. Адольфи Р. Бессилие великих проектов. К вопросу о сложном соотношении силового государства и политической культуры // Вестник ВЭГУ. № 23/24. Философия. Социология. Политология. – Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2005.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 3.