Ф. Гёльдерлин и проблема бездействия политики
© А.В. Лукьянов
Башкирский государственный университет
Россия, Республика Башкортостан, 450074, г. Уфа, ул.З. Валиди, 32.
Тел./факс: +8 (917)4243669
В статье исследуется проблема бездействия политики и философии в современную нам эпоху кризиса культуры. Анализируя способ философствования Ф. Гёльдерлина, выдающегося романтика, мыслителя и поэта, автор высказывает мысль о том, что «истощение философии» и «бездействие политики» порождают духовный и социальный кризис. Но бездеятельность и пустота времени – не простая данность. Необходимо испытать их творческие возможности и устремиться к диалогу между людьми и народами.
Ключевые слова: политика и «политическая культура», «бездействие политики», «всечеловеческие» ценности, гуманистический потенциал культуры.
The paper investigates the problem of inactivity politics and philosophy in the modern era of crisis, our culture. Analyzing the mode of philosophizing F. Hölderlin, an outstanding romance, thinker and poet, the author expresses the idea that “the depletion of Philosophy” and “omission policy” generate a spiritual and social crisis. But inactivity and emptiness of time – not an easy given. Need to test their creative abilities and to strive for dialogue among peoples and nations.
Keywords: policy and “political culture”, “policy inactivity”, values “common to all mankind”, humanistic potential of culture.
В настоящее время философия, право, политика, культура, искусство пришли в состояние крайней экспирации. Это духовное напряжение чревато ослаблением силы философии как сущностной силы человека, стремящегося к духовным мирам, обладающим интеллектуальной мощью. В этом плане политическое бытие связано с тем, что для того, чтобы приоткрыть его, требуется совершить немалое методологическое усилие. Это усилие, в свою очередь, сопряжено с прежней «картиной мира». С политической картиной мира как бытия, которое постепенно лишается бытийственного статуса.
Ф. Гёльдерлин, романтик по духу и философ, пытающийся отыскать потаённые источники существования людей, направляет свою мысль на «пустоту» существования человека, на осмысление конца его существования, на «истощение философии» и бездействие политики» [1, 8]. Политика, как бытие, не существовала раньше. Она причислялась к области «надстройки» и тем самым лишалась бытийственного, культурного статуса.
В настоящее время необходимо явить миру сочинение, раскрывающее то, чем стал сегодня мир; это сочинение должно выявить пустоту существования, конец его искусства, истощение искусства и философии.
Ф. Гёльдерлин говорит о том, что настало время явить такое сочинение, которое, на наш взгляд, не игнорировало бы само бездействие человека, его сон и саму «пустоту» нашего времени. Это такое сочинение, которое, в конечном счёте, не доводило бы эти последние до абсурда.
Современная нам эпоха направлена, в конечном счёте, на то, чтобы продемонстрировать то, что сами «бездеятельность» и «пустота» – не простая данность. Их ещё необходимо ощутить, испытать их творческие силы (возможности).
В настоящее время политика, как и сама культура, право и нравственность, философия и искусство, совершенно бездействуют.
Политика обнаруживает свою невосприимчивость к реальностям окружающего мира. Политика, как способ устроения человеческих взаимоотношений, оппозиционна тому взгляду, согласно которому экономика даёт целостное вúдение человека и общества. Но политика, политическая культура относит даже материальные интересы к числу средств, которые сам человек использует в целях обеспечения своего эмпирического интереса (своекорыстия). Политика, которая, в конечном счёте, служит «всечеловеческим» ценностям, направлена на то, что люди, «развивающие своё материальное производство и своё материальное общение, изменяют вместе с этой действительностью также своё мышление и продукты своего мышления» [3, 25].