Лев
Николаевич Толстой 1828 – 1910
Власть
тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть — Драма (1886)
Осень. В просторной избе зажиточного,
болезненного мужика Петра — жена Анисья, Акулина, его дочь от первого брака,
поют песни. Сам хозяин в который раз зовет и ругает, грозясь рассчитать Никиту,
щеголеватого парня лет двадцати пяти, работника ленивого и гулящего. За него
с яростью вступается Анисья, а Анютка, их десятилетняя дочь, вбегает в горницу
с рассказом о приезде Матрены и Акима, родителей Никиты. Услышав о предстоящей
Никитиной женитьбе, Анисья «взбеленилась <...> ровно овца круговая»
и еще злобней набросилась на Петра, задумав любыми средствами расстроить свадьбу.
Акулина знает тайные намерения мачехи. Никита открывает Анисье желание отца
насильно женить его на девке-сироте Маринке. Анисья предупреждает: если что...
«Жизни решусь! Согрешила я, закон рушила, да уж не ворочаться стать». Как
Петр умрет, обещает взять Никиту в дом хозяином и разом покрыть все грехи.
Матрена застает их обнявшись,
сочувствует Анисьиной жизни со стариком, обещает помешать Акиму и напоследок,
тайно сговорившись, оставляет ей сонных порошков, снадобье опоить мужа — «никакого
духу нет, а сила большая...». Заспорив при Петре с Акимом, Матрена порочит
девку Марину, артельную кухарку, которую Никита обманул, живя прежде на чугунке.
Никита лениво отпирается на людях, хоть и «боязно в неправде божиться». К
радости Матрены сына оставляют в работниках еще на год.
От Анюты Никита узнает о приходе
Марины, о ее подозрениях и ревности. Акулина слышит из чулана, как Никита
прогнал Марину: «Обидел ты ее <...> так-то и меня обидишь <...>
пес ты».
Проходит шесть месяцев. Умирающий
Петр зовет Анисью, велит послать Акулину за сестрой. Анисья медлит, ищет деньги
и не может найти. Как бы случайно навестить сына приходит Матрена с известием
о свадьбе Маринки с вдовцом Семеном Матвеевичем. С глазу на глаз переговариваются
Матрена с Анисьей о действии порошков, но Матрена предупреждает держать все
в тайне от Никиты — «жалостив очень». Анисья трусит. В этот момент, держась
за стенку, на крыльцо выползает Петр и просит в который раз послать Анютку
за сестрой Марфой. Матрена отправляет Анисью немедля ошарить все места, чтобы
найти деньги, а сама усаживается на крыльце с Петром. К воротам подъезжает
Никита Хозяин расспрашивает его о пахоте, прощается, и Матрена уводит его
в избу. Анисья мечется, молит о помощи Никиту. Деньги отыскиваются прямо на
Петре — нащупала Матрена, торопит Анисью до прихода сестры скорей ставить
самовар, а сама наставляет Никиту прежде всего «денежки не упустить», а уж
потом и «баба в руках будет». «Если <...> похрапывать начнет <...>
ей укороту можно сделать». А тут и Анисья выбегает из избы, бледная, вне себя,
неся под фартуком деньги: «Помер никак. Я снимала, он и не почуял». Матрена,
пользуясь ее растерянностью, тут же передает деньги Никите, опередив приход
Марфы и Акулины. Начинают обмывать покойника.
Проходит еще девять месяцев.
Зима. Анисья ненарядная сидит за станом, ткет, ждет из города Никиту с Акулиной
и, вместе с работником Митричем, Анютой и заглянувшей на огонек кумой, обсуждают
Акулинины наряды, бесстыдство («растрепа-девка, нехалявая, а теперь расфуфырилась,
раздулась, как пузырь на воде, я, говорит, хозяйка»), злой нрав, неудачные
попытки выдать ее замуж да сплавить быстрей, беспутство и пьянство Никиты.
«Оплели меня, обули так ловко <...> Ничего-то я сдуру не примечала <...>
а у них согласье было», — стонет Анисья.
Отворяется дверь. Входит Аким
просить у Никиты денег на новую лошаденку. За ужином Анисья жалуется на «баловство»
и безобразия Никиты, усовестить просит. На что Аким отвечает одно: «...Бога
забыли» и рассказывает о ладном житье-бытье Маринки.
Никита пьяный, с мешком, узлом
и с покупками в бумаге останавливается на пороге и начинает куражиться, не
замечая отца. Следом идет разряженная Акулина. На просьбу Акима Никита вынимает
деньги и созывает всех пить чай, приказывая Анисье ставить самовар. Анисья
с трубой и столешником возвращается из чулана и смахивает полушальчик, купленный
Акулиной. Вспыхивает ссора. Никита выталкивает Анисью, приговаривая Акулине:
«Я хозяин <...> Ее разлюбил, тебя полюбил. Моя власть. А ей арест».
Потешась, возвращает Анисью, достает наливку, угощенье. Все собираются за
столом, только Аким, видя неладное житье, отказывается от денег, еды и ночлега,
и, уходя, пророчествует: «к погибели, значит, сын мой, к погибели...»
Осенним вечером в избе слышны
говор и пьяные крики. Уезжают Акулинины сваты. Соседки судачат о приданом.
Сама невеста лежит в сарае, занемогши животом. «С глазу», — уговаривает сватов
Матрена, — а так «девка как литая — не ущипнешь». К Анисье после проводов
гостей на двор вбегает Анютка: Акулина в амбар ушла, «я, говорит, не пойду
замуж, я, говорит, помру». Слышен писк новорожденного. Матрена с Анисьей торопятся
скрыть, толкают Никиту в погреб рыть яму — «Земля-матушка никому не скажет,
как корова языком слижет». Никита огрызается Анисье: «...опостылела она мне
<...> А тут порошки эти <...> Да кабы я знал, я бы ее, суку, убил
тогда!» Медлит, упорствует: «Ведь это какое дело! Живая душа тоже...» — и
все же сдается, берет младенца, завернутого в тряпье, мучается. Анисья выхватывает
у него из рук ребенка, кидает в погреб и сталкивает Никиту вниз: «Задуши скорей,
не будет живой!» Скоро Никита вылезает из погреба, трясется весь, со скребкой
бросается на мать и Анисью, потом останавливается, бежит назад, прислушивается,
начинает метаться: «Что они со мной сделали? <...> Пищал как <...>
Как захрустит подо мной. И жив все, право, жив <...> Решился я своей
жизни...»
Гости гуляют на Акулининой
свадьбе. Во дворе слышны песни и бубенцы. По дорожке мимо сарая, где заснул
в соломе с веревкой в руках пьяный Митрич, идут две девки: «Акулина <...>
и выть не выла...» Девок догоняет Марина и в ожидании мужа Семена видит Никиту,
который ушел со свадьбы: «...А пуще всего тошно мне, Маринушка, что один я
и не с кем мне моего горя размыкать...» Разговор прерывает Семен и уводит
жену к гостям. Никита, оставшись один, снимает сапоги и подбирает веревку,
делает из нее петлю, прикидывает на шею, но замечает Матрену, а за ней нарядную,
красивую, подвыпившую Анисью. В конце концов будто бы согласившись на уговоры,
встает, обирает с себя солому, отсылая их вперед. Выпроводив мать и жену,
снова садится, разувается. И вдруг пьяное бормотанье Митрича: «Никого не боюсь
<...> людей не боюсь...» словно придает сил и решимости Никите.
В избе, полной народа, Акулина
с женихом ждут благословения «вотчима». Среди гостей — Марина, муж ее и урядник.
Когда Ани-628
сья разносит вино, песни замолкают.
Входит Никита, босой, ведя с собой Акима, и, вместо того чтобы взять икону,
падает на колени и кается, к восторгу Акима, — «Божье дело идет...» — во всех
грехах — в вине перед Мариной, в насильной смерти Петра, совращении Акулины
и убийстве ее ребеночка: «Отравил я отца, погубил я, пес, и дочь <...>
Я сделал, один я!» Отцу кланяется: «...говорил ты мне: «Коготок увяз, и всей
птичке пропасть». Аким обнимает его. Свадьба расстроилась. Урядник зовет понятых
допрашивать всех и вязать Никиту.
Е. Н. Пенская
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|