Лев
Николаевич Толстой 1828 – 1910
Детство
— Повесть (1852)
12 августа 18.. г. десятилетний
Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в
семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведет Николеньку
и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной,
и с отцом, отдающим в своем кабинете хозяйственные указания приказчику. Николенька
чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая
для себя точные наблюдения: «...в одной улыбке состоит то, что называют красотою
лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не
изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Для
Николеньки лицо матушки — прекрасное, ангельское. Отец, в силу своей серьезности
и строгости, кажется ребенку загадочным, но бесспорно красивым человеком,
который «нравится всем без исключения». Отец объявляет мальчикам о своем решении
— завтра он забирает их с собой в Москву. Весь день: и учеба в классах под
надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на
которую берет детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время
которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, — все это
сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным
домом. Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне, дворовых
людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни
предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить
его детское сознание.
На другой день в двенадцатом
часу коляска и бричка стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге,
и Николенькса особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут
перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается
в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет и ни о
чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет
матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему «удовольствие
и отраду». Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания
Николеньки.
Уже месяц отец с детьми живут
в Москве, в бабушкином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат
новые учителя. На именины бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые
читают прилюдно, и Николенька особенно переживает эту минуту. Он знакомится
с новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками
Ивиными — тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с этими
людьми у Николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность,
противоречивость в собственных чувствах. Николенька часто оглядывает себя
в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. Перед сном
Николенька делится своими переживаниями с братом Володей, признается, что
любит Сонечку Валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная
страстность его натуры. Он признается: «...когда я лежу и думаю о ней, бог
знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать».
Через полгода отец получает
из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась,
слегла, и силы ее тают с каждым днем. Она просит приехать и привезти Володю
и Николеньку. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые страшные
предчувствия подтверждаются — последние шесть дней маменька уже не встает.
Она даже не может попрощаться с детьми — ее открытые глаза ничего уже не видят...
Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить
благословения для детей: «Матерь божия, не оставь их!»
На другой день Николенька
видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это желтое и восковое
лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская девочка,
которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из
комнаты Николенька, пораженный горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью
смерти.
Через три дня после похорон
весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается
счастливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу
матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому Наталью
Савишну.
В. М. Сотников
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|