Владимир Александрович Соллогуб 1813 – 1882
Тарантас. Путевые впечатления. —
Повесть (1845)
Встреча казанского помещика Василия Ивановича, дородного, основательного
и немолодого, с Иваном Васильевичем, худым, щеголеватым, едва прибывшим из-за
границы, — встреча эта, случившаяся на Тверском бульваре, оказалась весьма
плодотворна. Василий Иванович, сбираясь обратно в казанское свое поместье,
предлагает Ивану Васильевичу довезти его до отцовской деревеньки, что для
Ивана Васильевича, сильно издержавшегося за границею, оказывается как нельзя
кстати. Они отправляются в тарантасе, причудливом, неуклюжем, но довольно
удобном сооружении, причем Иван Васильевич, предполагая целью изучение России,
берет с собою основательную тетрадь, кою собирается заполнять путевыми впечатлениями.
Василий Иванович, уверенный, что они не путешествуют, а просто едут из Москвы
в Мордасы через Казань, несколько озадачен восторженными намерениями молодого
своего попутчика, который по пути к первой станции обрисовывает свои задачи,
вкратце коснувшись прошедшего, будущего и настоящего России, порицает чиновничество,
дворовых крепостных и русскую аристократию.
Однако станция сменяет станцию, не одаряя Ивана Васильевича свежими впечатлениями.
На каждой нет лошадей, всюду Василий Иванович упивается чаем, всюду часами
приходится ждать. По пути у дремлющих путешественников срезают пару чемоданов
и несколько коробов с гостинцами для жены Василия Ивановича. Опечаленные,
уставшие от тряски, они уповают на отдых в порядочной владимирской гостинице
(Иван Васильевич предполагает Владимиром открыть свои путевые заметки), но
во Владимире их ждет дурной обед, номер без постелей, так что Василий Иванович
спит на своей перине, а Иван Васильевич на принесенном сене, из коего выскакивает
возмущенная кошка. Страдая от блох, Иван Васильевич излагает товарищу по несчастью
свои взгляды на устройство гостиниц вообще и их общественную пользу, а также
рассказывает, какую гостиницу в русском духе мечтал бы он устроить, но Василий
Иванович не внемлет, ибо спит.
Ранним утром, оставив в гостинице спящего Василия Ивановича, Иван Васильевич
выходит в город. Спрошенный книгопродавец готов вручить ему «Виды губернского
города», и почти задаром, но не Владимира, а Царьграда. Самостоятельное знакомство
Ивана Васильевича с достопримечательностями сообщает ему немногое, а неожиданная
встреча с давним пансионским приятелем Федею отвлекает от размышлений об истинной
древности. Федя рассказывает «простую и глупую историю» своей жизни: как отправился
служить в Петербург, как, не имея привычки к усердию, не мог продвинуться
по службе, а потому скоро ею наскучил, как, принужденный вести жизнь, свойственную
его кругу, разорился, как тосковал, женился, обнаружил, что состояние жены
еще более расстроено, и не мог покинуть Петербург, ибо жена привыкла гулять
по Невскому, как им стали пренебрегать былые знакомцы, пронюхав о его затруднениях.
Он уехал в Москву и из общества суеты попал в общество безделия, играл, проигрался,
был свидетелем, а затем и жертвою интриг, вступился за жену, хотел стреляться,
— и вот выдворен во Владимир. Жена вернулась к отцу в Петербург. Опечаленный
рассказом Иван Васильевич спешит к гостинице, где Василий Иванович уж с нетерпением
ждет его.
На одной из станций он в привычном ожидании размышляет, где же следует искать
Россию, коли древностей нет, губернских обществ нет, а столичная жизнь заемная.
Хозяин постоялого двора сообщает, что за городом стоят цыгане, и оба путешественника,
воодушевленные, отправляются в табор. Цыганки обряжены в европейские грязные
платья и вместо кочевых своих песен поют водевильные русские романсы, — книга
путевых впечатлений выпадает из рук Ивана Васильевича. Возвращаясь, хозяин
постоялого двора, сопутствовавший им, рассказывает, отчего ему пришлось некогда
сидеть в остроге, — история его любви к жене частного пристава изложена тут
же.
Продолжая свое движение, путники скучают, зевают и заговаривают о литературе,
чье нынешнее положение Ивана Васильевича не устраивает, и он обличает ее продажность,
ее подражательство, забвение ею народных своих корней, и, когда воодушевленный
Иван Васильевич дает словесности несколько дельных и простых рецептов выздоровления,
он обнаруживает слушателя своего спящим. Вскоре посреди дороги им встречается
карета с лопнувшей рессорой, и в бранящемся скверными словами господине Иван
Васильевич с изумлением узнает парижского своего знакомца, некоего князя.
Тот, покуда в починке его экипажа участвуют и люди Василия Ивановича, объявляет,
что едет в деревню за недоимками, бранит Россию, сообщает последние сплетни
из парижской, римской и других жизней и стремительно отбывает. Путешественники
наши в размышлениях о странностях русского дворянства приходят к заключению,
что за границей замечательно прошедшее, а в России будущее, — тарантас же
тем временем приближается к Нижнему Новгороду.
Поскольку Василий Иванович, торопясь в Мордасы, здесь не остановится, описание
Нижнего, а особенно его Печорского монастыря, берет на себя автор. Василий
же Иванович на расспросы своего попутчика о тяготах помещичьей жизни детально
оную описывает, излагает свои взгляды на крестьянское хозяйство и помещичье
управление и являет при том такую сметку, рачительность и истинно отцовское
участие, что Иван Васильевич преисполняется к нему благоговейным почтением.
Прибыв к вечеру следующего дня в некий заштатный городок, путешественники
с изумлением обнаруживают в тарантасе поломку и, оставив его на попечение
кузнеца, отправляются в харчевню, где, заказав чаю, прислушиваются к разговору
трех купцов, седого, черного и рыжего. Появляется четвертый и вручает пять
с лишним тысяч седому с просьбою передать деньги кому-то в Рыбне, куда тот
направляется. Иван Васильевич, вступив в расспросы, с изумлением узнает, что
поручатель седому не родственник, даже толком не знаком, а расписки меж тем
не взял. Выясняется, что, свершая миллионные дела, расчеты свои купцы ведут
на лоскутках, в дороге все деньги везут при себе, в карманах. Иван Васильевич,
имея свое представление о торговле, заговаривает о необходимости науки и системы
в сем важном деле, о достоинствах просвещения, о важности совмещения взаимных
усилий на благо отечества. Купцы, однако, не слишком постигают смысл его красноречивой
тирады.
Расставшись с купцами, автор спешит познакомить наконец читателя с Василием
Ивановичем поближе и рассказывает историю его жизни: детство, проведенное
на голубятне, запойный отец Иван Федорович, окруживший себя дурами и шутами,
мать Арина Аникимовна, серьезная и скупая, ученье у дьячка, затем у домашнего
учителя, служба в Казани, знакомство на балу с Авдотьей Петровной, отказ суровых
родителей благословить сей брак, терпеливое трехлетнее ожидание, еще год траура
по умершему батюшке и наконец долгожданное супружество, переезд в деревню,
устройство хозяйства, рождение детей. Василий Иванович много и охотно кушает
и совершенно доволен всем: и женой и жизнью. Оставя Василия Ивановича, автор
приступает к Ивану Васильевичу, повествует о его матушке, московской княжне,
неистовой франкоманке, сменившей Москву на Казань во время пришествия французов.
Со временем она вышла замуж за какого-то бессловесного помещика, похожего
на сурка, и от этого брака родился Иван Васильевич, который рос под опекой
вполне невежественного французского гувернера. Остающегося в полном неведении
относительно того, что происходит вокруг него, но твердо знающего, что первый
поэт Расин, Ивана Васильевича после смерти матушки послали в частный петербургский
пансион, где он сделался повесой, растерял все знания и провалился на выпускном
экзамене. Иван Васильевич бросился служить, подражая своим, более усердным,
товарищам, но начатое с жаром дело вскоре ему наскучило. Он влюбился, и его
избранница, даже отвечавшая ему взаимностью, вдруг вышла замуж за богатого
урода. Иван Васильевич окунулся было в светскую жизнь, но прискучил и ею,
он искал утешения в мире поэзии, науки казались ему заманчивы, но невежество
и неусидчивость всегда оказывались помехой. Он отправился за границу, желая
рассеяться и просветиться одновременно, и там, заметив, что многие обращают
на него внимание только потому, что он русский, и что к России обращены невольно
все взоры, он вдруг задумался сам о России и поспешил в нее с уже известным
читателю намерением.
Размышляя о необходимости отыскать народность, Иван Васильевич въезжает в
село. В селе хромовый праздник. Он наблюдает разнообразные картины пьянства,
от молодиц получает обидное прозвище «облизанного немца», обнаружив раскольника,
пытается дознаться, каково отношение селян к ересям, и встречает полное непонимание.
На другой день в избушке станционного смотрителя Иван Васильевич с брезгливостью
обнаруживает чиновника, исполняющею должность исправника и теперь ожидающего
губернатора, объезжающего губернию. Василий Иванович, любя новые знакомства,
садится с ним за чаек. Следует разговор, во время которого Иван Васильевич
силится уличить чиновника в поборах и взятках, но выясняется, что время теперь
не то, что положение чиновника самое бедственное, он стар, немощен. В довершение
печальной картины Иван Васильевич обнаруживает за занавеской парализованного
смотрителя в окружении троих детей, старший исполняет отцовские обязанности,
и смотритель диктует ему, что писать в подорожную.
Приближаясь к Казани, Иван Васильевич несколько оживляется, ибо решает написать
краткую, но выразительную летопись Восточной России; пыл его, впрочем, вскоре,
как и следовало ожидать, утихает: поиски источников его пугают. Он обдумывает,
не написать ли статистической статьи или статьи о здешнем университете (и
обо всех университетах вообще), или о рукописях в здешней библиотеке, или
уж изучить влияние Востока на Россию, нравственное, торговое и политическое.
В это время гостиничная комната, в коей Иван Васильевич предается мечтаниям,
наполняется татарами, предлагающими ханский халат, бирюзу, китайский жемчуг
и китайскую тушь. Проснувшийся вскоре Василий Иванович осматривает покупки,
объявляет настоящую цену каждой, купленной втридорога, вещи и, к ужасу Ивана
Васильевича, приказывает закладывать тарантас. Среди сгущающейся ночи, продвигаясь
по голой степи в неизменном тарантасе, Иван Васильевич видит сон. Снится ему
удивительное превращение тарантаса в птицу и полет по какой-то душной и мрачной
пещере, наполненной страшными тенями мертвецов; ужасные адские видения сменяются
одно другим, грозя перепуганному Ивану Васильевичу. Наконец тарантас вылетает
на свежий воздух, и открываются картины прекрасной будущей жизни: и преображенные
города, и странные летающие экипажи. Тарантас спускается на землю, утрачивая
птичью сущность, и несется чрез дивные селения к обновленной и неузнаваемой
Москве. Здесь видит Иван Васильевич князя, недавно встреченного на дороге,
— тот в русском костюме, размышляет о самостоятельном пути России, ее богоизбранничестве
и своем гражданском долге.
Потом Ивану Васильевичу встречается Федя, недавний его владимирский собеседник,
и ведет его в скромное свое жилище. Там видит Иван Васильевич прекрасную безмятежную
жену его с двумя очаровательными малышами, и, умиляясь душой, вдруг обнаруживает
себя, а вместе и Василия Ивановича, в грязи, под опрокинувшимся тарантасом.
Е. В. Харитонова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|