Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 – 1889
Дневник
провинциала в Петербурге — Цикл рассказов (1872)
Дневник? Да нет! Скорей, записки,
заметки, воспоминания — верней, физиология (забытый жанр, в котором беллетристика
сочетается с публицистикой, социологией, психологией, чтобы полней, да и доступней
описать некий социальный срез). И вот герой уже едет в поезде, мчащем его
из российской провинции в российскую столицу, вагон полон таких же, как и
он, провинциалов, и сетует провинциал, что нигде от провинции не укрыться
(даже на постой губерния устраивается в одну и ту же гостиницу), размышляет,
кой черт его дернул перекочевать в Петербург, ибо ни концессий на строительство
железных дорог, ни прочих неотложных дел нет у него и в помине.
Однако среда, как известно,
засасывает: все бегают по министерствам и ведомствам, и герой начинает бегать
если не туда же, так хоть в устричную залу к Елисееву, на эту своеобразную
биржу, где мелькают кадыки, затылки, фуражки с красными околышами и кокардами,
какие-то оливковые личности — не то греки, не то евреи, не то армяне, — анемподисты
тимофеичи, вершащие суд да дело за коньяком, балыком, водочкой. Круговорот
суетливо-делового безделья засасывает: все стремятся в театр поглазеть на
заезжую актриску Шнейдер — и наш туда же... Жуируют, пустословят, а все угнетает
мысль, будто есть еще нечто, что необходимо бы заполучить, но в чем состоит
это нечто — вот этого-то именно герой сформулировать и не может. Невольно
он припоминает своего дедушку Матвея Иваныча, который и жизнью жуировал —
полицию наголову разбивал, посуду в трактирах колотил, — и в мизантропию не
вдарялся. Правда, внук додумывается до того, что тоскует он, потому как не
над кем и не над чем повластвовать, хоть и жаль ему не крепостного права,
а того, что, несмотря на его упразднение, оно еще живет в сердцах наших.
Приятель провинциала Прокоп
не дает ему расслабиться: протаскивает беднягу по всем кругам и обществам,
где проекты пишут (нынче прожекты эти в моде, все их пишут — один о сокращении,
другой о расширении, иной о расстрелянии, сякой о расточении, ведь всякому-то
пирожка хочется). «Народ без религии — все равно что тело без души <...>
Земледелие уничтожено, промышленность чуть-чуть дышит, в торговле застой <...>
И чего церемониться с этой паскудной литературой? <...> Скажите, куда
мы идем?» — демократические круги чрезвычайно озабочены судьбою родины. Что
же касается расстреляния, то небесполезно подвергнуть оному нижеследующих
лиц: всех несогласномысляших; всех, в поведении коих замечается отсутствие
чистосердечия; всех огорчающих угрюмым очертанием лица сердца благонамеренных
обывателей; зубоскалов и газетчиков — и только. С раута на раут, от одного
общества либерально-испуганных людей к другому, пока провинциал с Прокопом
не напиваются до чертиков и ночуют, милости ради, на квартире помощника участкового
надзирателя. Нет, видно, без дедушкиной морали никуда не деться: только одно
средство оградить свою жизнь от неприятных элементов, — откинув сомнения,
снова начать бить по зубам. И в оцепенении герой задумывается: неужели и в
новейшие прогрессивные времена на смену уничтожительно-консерватив-ной партии
грядет из мрака партия, которую уже придется назвать науничтожательнейше-консервативнейшею?
Итак, начитавшись проектов,
преимущественно сочинения Прокопа (о необходимости децентрализации, о необходимости
оглушения в смысле временного усыпления чувств, о переформировании де сиянс
академии), провинциал впадает в состояние каких-то особенно тревожных и провидческих
сновидений. Ему снится, что он одиноко умирает в меблированных комнатах, нажив
на откупщичестве миллион рублей. И тут автор описывает, как душа покойного
наблюдает за разграблением нажитого. Все, что мог, — от ценных бумаг до батистовых
платков — стащил закадычный друг Прокоп. А в родовой усадьбе при деревне Проплёванной
сестрицы Машенька и Дашенька, племянницы Фофочка и Лёлечка, елейными голосами
поминая покойника, думают, как бы перетянуть друг у друга куски наследства.
Промелькнули годы — и вот
уже постаревший Прокоп живет под гнетом шантажиста Гаврюшки, бывшего номерного,
который видел, как барин в чужое добро руку запустил. Приезжает адвокат, зачинается
дело, страж закона пытается урвать с Прокопа свои законные, и только из-за
несговорчивости обоих все доходит до суда. Прокоп выигрывает свое дело, поскольку
резон российских заседателей — свое да упускать! этак и по миру скоро пойдешь!
После такого сновидения герою хочется лишь одного — бежать! Да куда? Из провинции
в столицу уже бежал, не обратно же возвращаться...
Провинциал устремляется к
своему старинному приятелю Менандру Перелестнову, который еще в университете
написал сочинение «Гомер, человек и гражданин», перевел страницу из какого-то
учебника и, за оскуднением, стал либералом и публицистом при ежедневном литературно-научно-публицистическом
издании «Старейшая Всероссийская Пенкоснимательница». Вообще-то нашего героя
нельзя назвать чуждым литературному труду: экземпляр юношеской повестушки
«Маланья», из крестьянской жизни, отлично переписанный и великолепно переплетенный,
и доднесь хранится у провинциала. Друзья сошлись на том, что нынче легко дышится,
светло живется, а главное — Перелестнов обещает ввести товарища в почти тайный
«Союз Пенкоснимателей». Герой знакомится с Уставом Союза, учрежденного за
отсутствием настоящего дела и в видах безобидного препровождения времени,
а вскоре и с самими его членами, в основном журналистами, сотрудниками различных
изданий, вроде «Истинного Российского Пенкоснимателя», «Зеркала Пенкоснимателя»,
«Общероссийской Пенкоснимательной Срамницы», где, кажется, под разными псевдонимами
один и тот же человек полемизирует сам с собой. А так... кто из этих пенкоснимателей
занимается родословной Чурилки; кто доказывает, будто сюжет «Чижика-пыжика»
заимствован; кто деятельно работает на поддержание «упразднения». Словом,
некомпетентность пенкоснимателей в вопросах жизни не подлежит сомнению; только
в литературе, находящейся в состоянии омертвения, они могут выдавать свой
детский лепет за ответы на вопросы жизни и даже кому-то импонировать. При
этом литература уныло бредет по заглохшей колее и бессвязно бормочет о том,
что первым попадает под руку. Писателю не хочется писать, читателю — читать
противно. И рад бежать, да некуда...
Однако главнейшим событием
для провинциала, после погружения в мир пенкоснимателей, стала мистификация
VIII международною статистического конгресса, на который
слетаются заатлантические друзья, дутые иностранцы; легковерные же русские
делегаты, среди которых Кирсанов, Берсенев, Рудин, Лаврецкий, Волохов, их
кормят-поят, устраивают экскурсии, собираются показать Москву и Троице-Сергиеву
лавру. Между тем на рабочих заседаниях выясняется, по каким статьям и рубрикам
в России вообще возможно проводить статистические исследования. Наконец, любовь
россиян пооткровенничать с иностранцами, полиберальничать перед европейцами
приводит к, казалось бы, неизбежному завершению: весь конгресс оказался ловушкой,
чтобы выяснить политические взгляды и степень лояльности господ российских
делегатов. Их переписывают и обязывают являться на допросы в некое потайное
место. Теперь смельчаки и фрондеры готовы друг друга заложить, да и сам себя
каждый разоблачает, лишь бы выказать свою благонадежность и отмазаться от
соучастия уж Бог знает в чем. Кончается все обычным свинством: у подследственных
вымогают хоть сколько-нибудь денег, обещая тотчас прекратить дело. Вздох всеобщего
облегчения... Впрочем, по многочисленным ляпам и оговоркам давно пора было
бы догадаться, что это глупо-грубый розыгрыш с целью поживиться.
Оробевший провинциал сидит
дома и с великой тоски начинает строчить статейки; так свободная печать обогащается
нетленками на темы: оспопрививание; кто была Тибуллова Делия? геморрой — русская
ли болезнь? нравы и обычаи летучих мышей; церемониал погребения великого князя
Трувора — и длинный ряд других с тонкими намеками на текущую современность.
И снова, как наваждение, надвигается на провинциала сонная греза о миллионе,
о собственной смерти, о суде над проворовавшимся Прокопом, чье дело, по кассационному
постановлению, решают разбирать поочередно во всех городах Российской империи.
И снова неприкаянная душа летает над окаянной землею, над всеми городами,
в алфавитном порядке, наблюдая повсеместно триумф пореформенного правосудия
и вальяжную изворотливость Прокопа, радуясь неумолкаемому звону колоколов,
под который легко пишутся проекты, а реформаторские затеи счастливым образом
сочетаются с запахом сивухи и благосклонным отношением к жульничеству. Сестриц
же навешает в Проплёванной молодой адвокат Александр Хлестаков, сын того самого
Ивана Александровича. Он перекупает право на все наследство за пять тысяч
наличными. Душа провинциала переносится в Петербург. Александр Иванович обдумывает,
где найти совершенно достоверных лжесвидетелей, чтобы завалить Прокопа? Лжесвидетелей
находят, да только тех, которых подсунул сам Прокоп, чтобы надуть новых родственников
провинциала. Его душа снова переносится в самый конец XIX
в. Прокоп все еще судится, с триумфом выиграв в ста двадцати пяти городах,
раздав на то почти весь украденный миллион. Между тем прогрессивные перемены
в царстве-государстве необычайные: вместо паспортов введены маленькие карточки;
разделения на военных и статских не существует; ругательства, составлявшие
красу полемики 70-х гг., упразднены, хотя литература совершенно свободна...
Пробуждается герой в... больнице для умалишенных. Как туда попал, не помнит
и не ведает. Одно утешение — там же сидят оба адвоката Прокопа и Менандр.
Тем и завершается год, проведенный провинциалом в Петербурге.
В желтом доме, на досуге,
герой подводит итоги всему увиденному-услышанному, а главным образом, разбирает,
кто же такие эти «новые люди», которых он познал в столице. Тут до него доходит,
что «новые люди» принадлежат к тому виду млекопитающих, у которых по штату
никаких добродетелей не полагается. Люди же, мнящие себя руководителями, никак
повлиять на общее направление жизни не в силах по одному тому, что, находясь
в лагере духовной нищеты, они порочны. От среднего человека тоже ждать нечего,
ибо он — представитель малочувствительной к общественным интересам массы,
которая готова даром отдать свои права первородства, но ни за что не поступиться
ни одной ложкой своей чечевичной похлебки. И винит себя провинциал как новоявленный
либерал, что на новые формы старых безобразий все кричал: шибче! наяривай!
Итак, одним из итогов дневника
провинциала становится осознание жизненной пустоты и невозможности куда-нибудь
приткнуться, где-нибудь сыграть деятельную роль. И напрасно провинциальная
интеллигенция валом валит в Петербург с мыслью: не полегче ли будет? не удастся
ли примазаться к краешку какой-нибудь концессии, потом сбыть свое учредительное
право, а там — за границу, на минеральные воды...
И. А. Писарев
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|