Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 – 1889
Господа
ташкентцы. Картины нравов. — Очерки (1869 – 1872)
Вся книга построена на границе
аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что
же это за креатура — ташкентец — и чего она жаждет? А жаждет она лишь одного
— «Жрать!». Во что бы то ни было, ценою чего бы то ни было. И Ташкент превращается
в страну, населенную вышедшими из России, за ненадобностью, ташкентцами. Ташкент
находится там, где бьют по зубам и где имеет право гражданственности предание
о Макаре, телят не гоняющем, то есть — везде. Ташкент существует и на родине,
и за границею, а истинный Ташкент — в нравах и сердце человека. И хотя, с
одной стороны, куда ни плюнь, везде у нас ташкентцы, с другой — стать ташкентцем
не так уж и просто. В большинстве случаев ташкентец — это дворянский сын,
образование его классическое, причем испаряется оно немедленно по оставлении
школьной скамьи, что отнюдь не мешает ташкентцу быть зодчим и дерзать, ибо
не боги горшки обжигали.
Тут лицо повествующее переходит
к своему личному опыту, вспоминает о своем воспитании в одном из военно-учебных
заведений. Основы образования сводятся к следующему: в стране своих плодов
цивилизации нет; мы должны их только передавать, не заглядываясь на то, что
передаем. Для исполнения сего благородного дела герой направляется конечно
же в Петербург, где попадает на прием к Пьеру Накатникову, своему бывшему
однокашнику, лентяю и олуху, достигшему степеней известных. Тут проясняются
основные принципы цивилизаторской деятельности: русский становой и русская
телега; а главное — ташкентец получает в казначействе деньги на казенные просветительские
нужды; садится в поезд и... приходит в себя то ли в Тульской, то ли в Рязанской
губернии — без денег, без вещей; ничего не помнит, кроме одного: «я пил...».
Ну что же, теперь хоть свои,
российские губернии цивилизовать бы, если не удается это проделать с зарубежными.
С этой целью на клич генерала: «Ребята! с нами Бог!» — в летний Петербург,
терзаемый наводнением (Петропавловская крепость, последний оплот, сорвалась
с места и уже уплывала), собрались ташкентцы-старатели. Отбор годных шел по
национально-вероисповедальному признаку: четыреста русских, двести немцев
с русскими душами, тридцать три инородца без души и тридцать три католика,
оправдавшихся тем, что ни в какую церковь не ходят. Начинается ассенизаторская
работенка: пужают стриженых девиц на Невском проспекте; по ночам врываются
в квартиры к неблагонамеренным, у которых водятся книги, бумага и перья, да
и живут они все в гражданском браке. Веселье неожиданно прерывается, когда
ташкентец по ошибке порет статского советника Перемолова.
Следующие экземпляры ташкентцев
автор характеризует как относящихся к подготовительному разряду. Так, у Ольги
Сергеевны Персияновой, интересной вдовы, упорхнувшей в Париж, растет сын Nicolas, чистая «куколка», которого воспитывают тетенька и дяденька
с целью сделать из него благородного человека. Как убеждается маменька, вернувшись
восвояси и застав свою «куколку» в уже более-менее зрелом возрасте, цель с
успехом достигнута. Но в полной мере credo юного отпрыска разворачивается в имении Перкали, куда
он приезжает на летние каникулы и где сходится с соседом, немногим старше
него, Павлом Денисычем Мангушевым. Молодой ташкентец и с маменькой уже разворачивает
свои лозунги и транспаранты: революций не делаю, заговоров не составляю, в
тайные общества не вступаю, оставьте на мою долю хотя бы женщин!.. Нигилисты
— это люди самые пустые и даже негодяи... нигде так спокойно не живется, как
в России, лишь бы ничего не делать, и никто тебя не тронет... В компании же
матереющего ташкентца, проповедующего, что они, помещики, должны оставаться
на своем посту, оттачиваются, за обедом и возлияниями, за осмотром конюшни,
и другие формулировки: наши русские более к полевым работам склонность чувствуют,
они грязны, но за сохой — это очарование... Но каникулы кончаются, кое-как
завершается и ненавистная учеба, маменька покупает экипаж, мебель, устраивает
квартирку — «сущее гнездышко», откуда и раздается ташкентский грай, обращенный
к неведомому врагу: «А теперь поборемся!..»
И на сцену вылетает новый
тип ташкентца с этикеткой «палач». Персона эта — один из воспитанников закрытого
учебного заведения для детей из небогатых дворянских семей, и действие разворачивается
в конце 30-х гг. «Палачом» же Хлынова прозвали потому, что, узнав, что начальство
собирается его отчислить за невиданную леность, он подал прошение об определении
его в палачи куда угодно по усмотрению губернского правления. И правда, мера
жестокости и силы у этого несчастного тупоумного невиданные. Соученики его
трепещут и вынуждены делиться с ним провизией, учителя же, пользуясь тем,
что Хлынов сам трепещет всякого начальства, измываются над ним нещадно. Единственный
приятель Хлынова — Голопятов по прозвищу «Агашка». Вместе они стоически переносят
еженедельные порки, вместе проводят рекреации, то нещадно мутузя друг друга,
то делясь опытом, кто из дядек как дерет; то впадая в унылое оцепенение, то
распивая сивуху где-нибудь в темном углу. Родные вспоминают о Хлынове только
перед началом летних каникул, тогда и забирают его в усадьбу, стоящую посередине
села Вавилова.
Помимо отца и матери «Палача»,
Петра Матвеича и Арины Тимофеевны, там живут еще два их сына-подростка, старый
дедушка Матвей Никанорыч и братец Софрон Матвеич. Семейство подозревает, что
дед где-то прячет свои деньги, следит за ним, да выследить ничего не может.
За Петром Матвеичем держится слава лихого исправника, но из своих рейдов-налетов
в дом притащить он ничего не умеет. «Рви!» — наставляет Хлынов-старик Хлынова-отца.
«...Я свои обязанности очень знаю!» — отвечает на это Петр Матвеич. «Палач»
с радостью уезжал из дома в учебное заведение: уж пусть лучше чужие тиранят,
чем свои. Но теперь он лелеет одну надежду — покончить с ненавистной учебой
и устроиться на военную службу. За такое вольнодумие и непослушание папенька
дерет его как сидорову козу. Экзекуция поражает всех домашних. «Палач» притворяется,
будто и он удручен; на самом же деле с него как с гуся вода. Вернувшись в
учебное заведение, «Палач» узнает, что «Агашку» опекун отдает в полк. Дружества
ради «Агашка» решает помочь приятелю. Вместе они дебоширят так, что через
несколько недель их исключают. Радостные и возбужденные, они подбадривают
друг друга: «Не пропадем!»
Ташкентец из следующего очерка,
по видимости, во всем противоположен «Палачу» и «Агашке». Миша Нагорнов —
поздний сын статского советника Семена Прокофьевича и его супруги Анны Михайловны,
с раннего детства и до своего вступления в самостоятельную жизнь всегда, во
всем и везде радовал и утешал родителей, наставников, учителей, товарищей.
Чем более вырастал Миша, тем благонравней и понятливей он становился. В раннем
детстве набожный, в школе всегда первый ученик — и не почему-либо, а просто
для него это было радостно и естественно. Судебная реформа по времени совпала
с последними годами учебы Михаила Нагорнова. Молодые люди развлекаются тем,
что представляют судебное заседание с присяжными, прокурором, адвокатом, судьями.
Нагорного так и тянет пойти по адвокатской дорожке, денежной, блестящей, артистической,
хотя он понимает, что солидней, да и благонадежней, с государственной точки
зрения, прокурорская карьера. К тому же и отец категорически требует, чтобы
сын стал государственным обвинителем. Легкость и доступность карьеры, обильный
и сытный куш — все это отуманивает головы еще не доучившихся ташкентцев. Рубль,
выглядывающий из кармана наивного простеца, мешает им спать. Наконец сдан
последний экзамен; будущие адвокаты и прокуроры, усвоившие уроки демагогии
и беспринципности (лишь бы урвать свой жирный кусок), рассыпаются по стогнам
Петербурга.
Герой последнего жизнеописания,
Порфиша Велентьев, — ташкентец чистейшей воды, вся логика его воспитания и
образования подводит его к совершенному умению из воздуха чеканить монету
— он выступает автором проекта, озаглавленного так: «О предоставлении коллежскому
советнику Порфирию Менандрову Велентьеву в товариществе с вильманстрандским
первостатейным купцом Василием Вонифатьевым Поротоуховым в беспошлинную двадцатилетнюю
эксплуатацию всех принадлежащих казне лесов для непременного оных, в течение
двадцати лет, истребления». Отец Порфирия, Менандр, получил блестящее духовное
образование, но пошел не в священники, а воспитателем в семью князя Оболдуй-Щетина-Ферлакур.
Благодаря княгине пообтесался, а позже получил весьма выгодное место чиновника,
облагающего налогами винокуренные заводы. Женился на троюродной племяннице
княгини из захудалого грузино-осетинского рода князей Крикулидзевых. И до,
и после женитьбы Нина Ираклиевна занималась спекуляцией на купле-продаже крестьян,
отдаче их в солдаты, продаже рекрутских квитанций, покупке на своз душ. Но
главными учителями Порфиши Велентьева в обретении наживательных навыков стали
мнимые маменькины родственники, Азамат и Азамат Тамерланцевы. Они так ввинчиваются
в обиход дома, семьи, что никакой метлой их потом вымести невозможно. Слуги
их почитают за своих, Порфише они показывают фокусы с появлением-исчезновением
монеток, детский слабый отзвук их картежного шулерскою заработка. Другое потрясение
молодого Велентьева — уроки политэкономии, которые он получает в своем учебном
заведении. Все это заставляет его смотреть с презрением и свысока на наивные,
по новейшим временам, усилия родителей. И уже Менандр Семенович Велентьев
чует в сыне, с его наивнейшими способами накопления богатств, реформатора,
который старый храм разрушит, новый не возведет и исчезнет.
И. А. Писарев
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|