Александр
Николаевич Островский 1823 – 1886
Без
вины виноватые — Комедия (1884)
Действие происходит во второй
половине XIX в., в губернском городе, в небогатой квартире на окраине.
Любовь Ивановна Отрадина, «девица благородного происхождения», живущая своим
трудом, шьет и беседует с горничной. Из разговора выясняется, что возлюбленный
героини, отец ее ребенка Муров никак не назначит дня свадьбы. Женщины обсуждают
возвращение в город подруги Отрадиной, Ше-лавиной, получившей сомнительным
способом огромное наследство от богатого старика и готовящейся к свадьбе.
Приходит Муров, говорит, что не решается сказать матери, от которой полностью
зависит, о намерении жениться на бесприданнице, сообщает о необходимости уехать
по материнским делам, проявляет равнодушие к сыну, которому уже три года и
живет он у мещанки Галчихи, берущей детей на воспитание. Во время разговора
приезжает Шелавина. Муров, к удивлению Отрадиной, прячется от нее в спальне.
Шелавина болтает о свадьбе, о платье и показывает подруге фотографию жениха.
Отрадина узнает Мурова. После отъезда подруги она гневно выгоняет его. В это
время вбегает Галчиха с известием, что ее сын Гриша умирает. «Ну, теперь вы
совсем свободны», — говорит Отрадина Мурову и убегает. «Я за вами еду», —
отвечает Муров.
Второе действие происходит
в гостинице, через семнадцать лет. Богатый барин Дудукин, покровитель актеров,
ждет возвращения знаменитой актрисы Елены Ивановны Кручининой, гастролирующей
в городе. Появляется премьерша местного театра Коринкина. Она сообщает о скандале,
устроенном молодым актером Незнамовым местному богачу Мухобоеву. По словам
актрисы, у Незнамова «острый и злой язык и самый дурной характер». Коринкина
уезжает, возвращается Кручинина, рассказывает Дудукину, что попросила губернатора
простить Незнамова и не выгонять его из города На ее расспросы о молодом человеке
Дудукин отвечает, что Григорий Незнамов — незаконнорожденный, был взят на
воспитание и увезен в Сибирь, получил кое-какое образование, но после смерти
приемного отца и вторичного замужества вдовы его стали обижать и преследовать
в доме. Он убежал, был возвращен по этапу, с трудом выправил какой-то вид
на жительство, пристал к труппе и теперь все время опасается, как бы его не
отправили назад по этапу. Кручинина рассказывает свою историю, говорит, что,
увидев своего умирающего ребенка, потеряла сознание, сама заболела дифтеритом,
а когда поправилась, ей сказали, что сын умер. Больную, ее взяла к себе богатая
дальняя родственница, у которой она и прожила до ее смерти в качестве компаньонки,
путешествовала с ней, а после получила в наследство некоторое состояние и
решила стать актрисой. Оттого, что не видала своего сына в гробу, ей все кажется,
что он жив, она думает о нем, мечтает встретить. Дудукин уговаривает ее беречь
себя, отказаться от фантазий и уходит.
Внезапно в номере появляются
Незнамов и Шмага, дожидавшиеся Кручинину в буфете. От имени Незнамова Шмага
упрекает Кручинину за ее заступничество, о котором ее не просили. Кручинина
извиняется. Незнамов говорит о своих обидах, о попреках, которыми его будут
донимать товарищи по труппе. Из его рассуждений видна озлобленность, неверие
в какие бы то ни было добрые побуждения людей, т. к. он «ребенком по этапу
ходил без всякой вины», только из-за отсутствия бумаг. Расстроенная Кручинина
горячо говорит о том, что он еще мало видел в жизни, добрых людей, по ее словам,
на свете много, особенно женщин. Она не перестанет помогать людям, хотя это
не всегда кончается добром. Незнамов поражен и растроган, а Шмага требует,
чтобы Кручинина оплатила их счет в буфете и дала «взаймы». Смущенный Незнамов
выгоняет его и извиняется перед Кручининой, которая дает ему денег на пальто
для Шмаги. Прощаясь, он целует ей руку, а она его — в голову. Появляется «полоумная
попрошайка», в которой Кручинина узнает Галчиху. Она просит ее показать могилу
сына, но старуха говорит, что мальчик выздоровел, поправляясь, все звал «мама,
мама», а потом она за деньги отдала его бездетной паре, Муров же это одобрил
и еще прибавил ей денег от себя. Больше Галчиха ничего не может вспомнить.
Кручинина, рыдая, восклицает: «Какое злодейство!»
Третье действие происходит
в театральной уборной Коринкиной. Она жалуется первому любовнику Миловзорову,
что игра Кручининой захватила не только публику, но и труппу, а у вас «своя
актриса, вы должны ее поддерживать». Она передает рассказ Дудукина о жизни
Кручининой, цинично истолковывая ее судьбу как историю женщины свободного
нрава. Она предлагает Миловзорову натравить на Кручинину Незнамова, подпоив
его и «развенчав» в его глазах Кручинину. Тот соглашается. Навестившему ее
Дудукину она советует сегодня же устроить вечер в честь Кручининой. Появляется
Шмага, уверяющий, что Незнамов «потерял нить в жизни», отказывается от трактирных
удовольствий и восхищается Кручининой. После ухода Дудукина и Шмаги появляется
Незнамов. Коринкина принимается с ним кокетничать и уговаривает его поехать
с ней на вечер к Дудукину. Незнамов и Миловзоров остаются одни и говорят о
Кручининой, Миловзоров соглашается признать ее актерский дар, но постепенно
пересказывает сочиненную Коринкиной версию ее жизни. Незнамов приходит в отчаяние,
но все же несколько сомневается, правда ли это, решает проверить все вечером
и уходит.
Приехавшую Кручинину Коринкина
оставляет в своей уборной, лучшей в театре, и уходит. Появляется Муров, выражает
свое восхищение игрой Кручининой и спрашивает, не Отрадина ли она. Подтвердив
его догадку, она отказывается говорить о себе и требует сказать, где ее сын.
Муров, надеявшийся, что она не знает о его выздоровлении, вынужден сообщить,
что его усыновил богатый купец. В своем рассказе он упоминает, что надел на
младенца золотой медальон, когда-то подаренный ему Отрадиной. После этого
он говорит, что семейная жизнь его была несчастлива, но, овдовев, он унаследовал
огромное состояние жены, а увидев Кручинину, понял, какого сокровища лишился,
и теперь просит ее стать госпожой Муровой. На все это Кручинина отвечает:
«Где мой сын? Пока я его не увижу, другого разговора между нами не будет».
Снова появляются Незнамов
и Шмага, разговаривая о рассказанной Миловзоровым сплетне, которой Незнамов
то верит, то сомневается. Он подозревает здесь интригу, но Шмага исподволь
укрепляет его в недоверии к Кручининой. Крайне взвинченный Незнамов уходит
со Шмагой в трактир «Собрание веселых друзей».
Последнее действие происходит
в саду усадьбы Дудукина. Коринкина зовет актеров к закуске и потихоньку поручает
Миловзорову как следует «подогреть» Незнамова. Кручинина рассказывает Дудукину
о признании Галчихи и жалуется, что не может найти никаких следов сына. Дудукин
пытается ее успокоить и считает поиски безнадежными. Появляется Муров, Дудукин
уходит усадить гостей за карты, а Муров сообщает, что навел справки и выяснил,
что их сын и его приемный отец заболели и умерли (при этом он постоянно путает
фамилию усыновителя). Кручинина не верит. Тогда Муров требует, чтобы она уехала
и своими поисками не бросала тень на его репутацию в городе, где у него все
дела и потому он не может уехать из него сам. В противном случае он угрожает
ей неприятностями. Кручинина отвечает, что не боится его и будет продолжать
поиски.
Дудукин приглашает всех к
ужину. Кручинина хочет вернуться в гостиницу, тогда ее просят хотя бы выпить
на дорогу шампанского. Коринкина говорит Незнамову и Шмаге, чтобы они за столом
при Кручининой не говорили о детях. Незнамов видит в этом подтверждение рассказов
о Кручининой и обещает произнести тост «о взрослых». После торжественного
спича в честь Кручининой и ее ответной речи, в которой она разделяет успех
со всей труппой, Незнамов внезапно произносит тост «за матерей, которые бросают
своих детей», и в патетическом монологе описывает несчастье детей, терпящих
нужду, а главное, насмешки. При этом он упоминает, что некоторые поступают
еще хуже, одарив брошенного ребенка какой-нибудь золотой безделушкой, которая
постоянно напоминает ему о бросившей его матери. Пораженная Кручинина бросается
к нему и достает с его груди свой медальон, с криком «он, он!» она теряет
сознание. Потрясенный Незнамов обещает никому не мстить за злую интригу, потому
что он теперь «ребенок» и спрашивает у пришедшей в себя Кручининой, где его
отец. Взглянув на перепуганного Мурова, Кручинина говорит сыну: «Твой отец
не стоит того, чтобы искать его», обещает, что Незнамов будет учиться и, имея
явный талант, станет хорошим актером, а материнская фамилия не хуже никакой
другой.
А. И. Журавлева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|