Николай
Семенович Лесков 1831 – 1895
Запечатленный
ангел — Повесть (1873)
На постоялом дворе укрываются
от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного
человека... ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ
он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма
священное и страшное».
Маркуша, «незначительный человек»,
рожденный в «старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова,
самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель
строит вместе с англичанами каменный мост и три года живет «мирственным» духом
и «преизящество богозданной природы» ощущает. Но после того как невежественный
и напоминающий «верблуда» Марой изобретает особенный способ разбивать прочнейшие
болты, о староверах идет слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих
степенных староверов», не чуждается общения с чиновниками, встречается с женой
«немаловажного лица», которая просит у староверов вымолить ей дочь. Пимен
ничего староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях,
но все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло»,
барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится
обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова,
тетка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошел с иконы. В это время
муж барыни, за которого Пимен «молитвует», получает взятку от «жидов», но
те его обманывают и еще больше отданного назад требуют. Барыня требует этих
денег у староверов. Староверы таких денег не имеют, и на их жилище нападают
жандармы, «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят
и сваливают в подвал. Икона с ангелом приглядывается архиерею, и ее ставят
в алтаре. Староверы решают хранителя подменить — «скрасть и распечатать»,
а «к исполнению сей решимости» избирают рассказчика этой повести и благонравного
отрока Левонтия.
Между тем по Пимену вдруг
«пегота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь
глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница. Такое благочестие
трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша объясняет,
что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить «тип
лица небожительный». И икона та строгановского рисунка, а он сильно отличается
от других писаний. А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «в новых
школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется».
«Писание не всякому дано уразуметь, и изображенная небесная слава очень при
этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости
перед господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброго
ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолько
растроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтием отправляется
на поиски изографа.
Доходят они до Москвы, «древлего
русского общества преславной царицы», но и ею не утешаются, считая, что старина
в Москве не на «добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве» зиждится.
А мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или,
«шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и свое художество хвалят «с кичливою
надменностию». На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн
обдержать может», и изъявляет желание повидать безгневного старца Памву и
понять, какова «благодать» господствующей церкви. На все протесты Маркуши
о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью.
Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге,
выбранной Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти.
Но появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведет путников
в свое жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный. Памва выпускает
душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя
обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением», но он решает, что
«если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь
любовью одушевлен». Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь является Памва и
говорит: «Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его». Маркуша
бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которым возвращается в
артель. Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит его написать
икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о детях, и пишет
икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которой англичане не слыхивали.
Но скопировать портрет англичанки в перстень отказывается, чтобы не «унизить»
своего художества.
Яков Яковлевич просит владыку
вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить на запечатленном ангеле
ризу и украсить венец. Но архиерей отдает лишь ризу. Севастьян объясняет англичанину,
что необходима подлинная икона. Тот сначала изографа выгоняет, но потом сам
вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы, пока всенощная у архиерея
идет, копию написали, старую икону со старой доски сняли, подделок вставили,
и Яков Яковлевич смог ее опять на окно поставить, как будто ничего не бывало.
Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на
себя взял и «смерть претерпел», если староверы обманут. Договор держится на
основе «взаимоверья».
«Акция» проходит успешно,
но Севастьян отказывается накладывать печать на копию, и это приходится сделать
англичанке. В это время трогается лед, и, чтобы вовремя переправиться на другой
берег, Лука, под пение старообрядцев, переходит реку по мостовой цепи. Марой
видит над ним свечение и охрану ангелами. На копии иконы исчезает сургуч,
и Лука бросается с повинной к архиерею, который отвечает, что староверы «со
своего ангела печать плутовством свели, а другой сам с себя ее снял и тебя
сюда привел». Прошенные архиереем староверы «тела и крови Спаса за обеднею
приобщаются». А вместе с ними и Маркуша, который после встречи со старцем
Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью».
На удивление путников по поводу
исчезнувшей печати Маркуша рассказывает, что печать англичанки была бумажной
и выпала. Против того, что все случилось обыкновенным манером, староверы не
спорят: «все равно, какими путями господь человека взыщет, лишь бы взыскал».
Маркуша поздравляет всех с Новым годом и просит прощения Христа ради за себя,
невежу.
Ю. С. Чупринина
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|