Федор Михайлович Достоевский 1821 – 1881
Записки из подполья — Повесть (1864)
Герой «подполья», автор записок, — коллежский асессор, недавно вышедший в
отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живет «в
углу» — «дрянной, скверной» комнате на краю Петербурга. В «подполье» он и
психологически: почти всегда один, предается безудержному «мечтательству»,
мотивы и образы которого взяты из «книжек». Кроме того, безымянный герой,
проявляя незаурядный ум и мужество, исследует собственное сознание, собственную
душу. Цель его исповеди — «испытать: можно ли хоть с самим собой совершенно
быть откровенным и не побояться всей правды?».
Он считает, что умный человек 60-х гг. XIX в. обречен
быть «бесхарактерным». Деятельность — удел глупых, ограниченных людей. Но
последнее и есть «норма», а усиленное сознание — «настоящая, полная болезнь».
Ум заставляет бунтовать против открытых современной наукой законов природы,
«каменная стена» которых — «несомненность» только для «тупого» непосредственного
человека. Герой же «подполья» не согласен примириться с очевидностью и испытывает
«чувство вины» за несовершенный миропорядок, причиняющий ему страдание. «Врет»
наука, что личность может быть сведена к рассудку, ничтожной доле «способности
жить», и «расчислена» по «табличке». «Хотенье» — вот «проявление всей жизни».
Вопреки «научным» выводам социализма о человеческой природе и человеческом
благе он отстаивает свое право к «положительному благоразумию примешать <...>
пошлейшую глупость <...> единственно для того, чтоб самому себе подтвердить
<...>, что люди все еще люди, а не фортепьянные клавиши, на которых
<...> играют сами законы природы собственноручно...».
«В наш отрицательный век» «герой» тоскует по идеалу, способному удовлетворить
его внутреннюю «широкость». Это не наслаждение, не карьера и даже не «хрустальный
дворец» социалистов, отнимающий у человека самую главную из «выгод» — собственное
«хотенье». Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной
веры в прогресс науки и цивилизации. Последняя «ничего не смягчает в нас»,
а только вырабатывает «многосторонность ощущений», так что наслаждение отыскивается
и в унижении, и в «яде неудовлетворенного желания», и в чужой крови... Ведь
в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья,
но и — хаоса, разрушения, страдания. «Хрустальный дворец», в котором нет места
последним, несостоятелен как идеал, ибо лишает человека свободы выбора. И
потому уж лучше — современный «курятник», «сознательная инерция», «подполье».
Но тоска по «действительности», бывало, гнала из «угла». Одна из таких попыток
подробно описана автором записок.
В двадцать четыре года он еще служил в канцелярии и, будучи «ужасно самолюбив,
мнителен и обидчив», ненавидел и презирал, «а вместе с тем <...> и боялся»
«нормальных» сослуживцев. Себя считал «трусом и рабом», как всякого «развитого
и порядочного человека». Общение с людьми заменял усиленным чтением, по ночам
же «развратничал» в «темных местах».
Как-то раз в трактире, наблюдая за игрой на биллиарде, случайно преградил
дорогу одному офицеру. Высокий и сильный, тот молча передвинул «низенького
и истощенного» героя на другое место. «Подпольный» хотел было затеять «правильную»,
«литературную» ссору, но «предпочел <...> озлобленно стушеваться» из
боязни, что его не примут всерьез. Несколько лет он мечтал о мщении, много
раз пытался не свернуть первым при встрече на Невском. Когда же, наконец,
они «плотно стукнулись плечо о плечо», то офицер не обратил на это внимания,
а герой «был в восторге»: он «поддержал достоинство, не уступил ни на шаг
и публично поставил себя с ним на равной социальной ноге». Потребность человека
«подполья» изредка «ринуться в общество» удовлетворяли единичные знакомые:
столоначальник Сеточкин и бывший школьный товарищ Симонов. Во время визита
к последнему герой узнает о готовящемся обеде в честь одного из соучеников
и «входит в долю» с другими. Страх перед возможными обидами и унижениями преследует
«подпольного» уже задолго до обеда: ведь «действительность» не подчиняется
законам литературы, а реальные люди едва ли будут исполнять предписанные им
в воображении мечтателя роли, например «полюбить» его за умственное превосходство.
На обеде он пытается задеть и оскорбить товарищей. Те в ответ перестают его
замечать. «Подпольный» впадает в другую крайность — публичное самоуничижение.
Сотрапезники уезжают в бордель, не пригласив его с собой. Теперь, для «литературности»,
он обязан отомстить за перенесенный позор. С этой целью едет за всеми, но
они уже разошлись по комнатам проституток. Ему предлагают Лизу.
После «грубого и бесстыжего» «разврата» герой заводит с девушкой разговор.
Ей 20 лет, она мещанка из Риги и в Петербурге недавно. Угадав в ней чувствительность,
он решает отыграться за перенесенное от товарищей: рисует перед Лизой живописные
картины то ужасного будущего проститутки, то недоступного ей семейного счастья,
войдя «в пафос до того, что у <...> самого горловая спазма приготовлялась».
И достигает «эффекта»: отвращение к своей низменной жизни доводит девушку
до рыданий и судорог. Уходя, «спаситель» оставляет «заблудшей» свой
адрес. Однако сквозь «литературность» в нем пробиваются подлинная жалость
к Лизе и стыд за свое «плутовство».
Через три дня она приходит. «Омерзительно сконфуженный» герой цинично открывает
девушке мотивы своего поведения, однако неожиданно встречает с ее стороны
любовь и сочувствие. Он тоже растроган: «Мне не дают... Я не могу быть...
добрым!» Но вскоре устыдившись «слабости», мстительно овладевает Лизой, а
для полного «торжества» — всовывает ей в руку пять рублей, как проститутке.
Уходя, она незаметно оставляет
деньги.
«Подпольный» признается, что писал свои воспоминания со стыдом, И все же
он «только доводил в <...> жизни до крайности то», что другие «не осмеливались
доводить и до половины». Он смог отказаться от пошлых целей окружающего общества,
но и «подполье» — «нравственное растление». Глубокие же отношения с людьми,
«живая жизнь», внушают ему страх.
О. А. Богданова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|