Антон
Павлович Чехов 1860 – 1904
Моя
жизнь. Рассказ провинциала (1896)
Рассказ ведется от первого
лица. Рассказчик по имени Мисаил Полознев вместе с отцом-архитектором и сестрой
Клеопатрой живет в провинциальном городе. Их мать умерла. Отец воспитывал
детей в строгости и, когда они стали взрослыми людьми, продолжает требовать
полного подчинения. Это ему удается с Клеопатрой, но Мисаил вышел из подчинения.
Он меняет одну работу за другой, не умея ужиться с начальниками и не желая
заниматься скучным канцелярским трудом. Он не может и не хочет раствориться
в скуке и пошлости провинциальной жизни. Мечтает о настоящем деле. Это злит
отца, пугает сестру. Часто герой посещает любительские спектакли в богатом
помещичьем доме Ажогиных. Собирается местное общество, приходят две девушки:
дочь инженера Маша Должникова и Анюта Благово — дочь товарища председателя
суда. Анюта тайно влюблена в Мисаила. Через отца она помогает ему поступить
на работу к инженеру Должикову на строительство железной дороги. Должиков
— надменный, неумный человек и к тому же изрядный хам. Разговаривая, он как
бы постоянно забывает, что перед ним сын городского архитектора, унижает,
как обычного безработного. Вступив в должность телеграфиста, Мисаил встречает
Ивана Чепракова, сына генеральши, приятеля детства. Он спившийся человек,
который не понимает смысла в своей работе и целыми днями ничего не делает.
Между прочим они вспоминают, что Мисаила прозвали в детстве — «Маленькая польза».
Все вместе: Должиков, Ажогины,
отец Мисаила, Чепраков — они представляют картину провинциальной интеллигенции,
разложившейся, ворующей, растерявшей начатки образования. Мисаил все это видит
и не может с этим примириться. Его тянет к простым людям, рабочим и мужикам.
Он идет работать маляром под началом подрядчика Андрея Иванова (в городе его
звали Редькой и говорили, что это настоящая его фамилия). Это странный человек,
немного философ. Его любимая фраза: «Тля ест траву, ржа — железо, а лжа —
душу». Стоило Мисаилу стать рабочим, как «благородная» часть города отворачивается
от него. Даже Анюта Благово сказала, чтобы он не здоровался с ней на глазах
у всех. Отец проклинает сына Теперь Мисаил живет в городском предместье у
своей няни Карповны и ее приемного сына мясника Прокофия. Последний — как
бы Мисаил наоборот. Он из мужиков, но тянется в «благородные». Говорит он
так: «Я вам, мамаша, могу снисхождение сделать... В сей земной жизни буду
вас питать на старости лет в юдоли, а когда помрете, на свой счет схороню».
Мисаил и Прокофий не любят друг друга, А вот маляры относятся к Мисаилу с
почтением: нравится, что он не пьет и не курит и ведет степенную жизнь.
Мисаила часто посещают сестра
и брат Анюты доктор Владимир Благово. Он влюблен в Клеопатру, и она любит
его. Но он женат, встречаются они тайно. Между доктором и Мисаилом идут разговоры
о смысле существования, о прогрессе и т. п. Мисаил думает, что каждый человек
обязан заниматься физическим трудом, никто не имеет права пользоваться плодами
чужого труда. В его словах проскальзывают идеи Толстого. Доктор же поклонник
европейского прогресса и противник личного самосовершенствования. В то же
время это уставший от жизни и изолгавшийся человек, живущий двойной жизнью.
Кто-то иногда присылает Мисаилу
чаю, лимонов, печенья и жареных рябчиков, вероятно, чтобы облегчить ему тяжесть
жизни. (Позже выяснится, что это делала Анюта Благово.) Наконец «благородные»
примиряются с его поступком, даже начинают открыто его уважать. К нему приходит
Маша Должикова и жалуется на скуку, называет его «самым интересным человеком
в городе» и просит бывать в их доме. В гостях все просят рассказать о малярах;
видно, что жизнь простого люда кажется чем-то экзотическим, неизведанным.
И опять споры о смысле жизни, о прогрессе. В отличие от «общества» отец Мисаила
не может простить ему ухода из дома. Он обращается к губернатору с просьбой
оказать влияние на сына, который, по его мнению, порочит честь дворянина.
Губернатор ничего не может сделать и только оказывается в неловком положении,
вызвав Мисаила на беседу.
В жизни героя вновь серьезная
перемена. Маша Должикова и он влюблены друг в друга и становятся мужем и женой.
Поселяются в имении Дубечня, которое инженер Должиков купил у генеральши Чепраковой,
с азартом начинают заниматься сельским хозяйством. Эта работа увлекает Мисаила.
Поначалу она нравится и Маше. Она выписывает книги по сельскому хозяйству,
строит в деревне школу и пытается наладить контакт с мужиками. Но это ей плохо
удается. Мужики стараются их обманывать, пьют, работают нехотя и не стесняясь
грубят Маше: «Пошла бы сама и возила!» Они явно принимают Мисаила и Машу за
дураков и ненастоящих хозяев. Маша очень быстро разочаровалась в мужиках и
деревенской жизни. Мисаил смотрит, на все глубже. Он видит, что при всей развращенности
в мужиках сохранилась душевная чистота. Они хотят справедливости и обозлены
тем, что должны работать на праздных людей. В том, что они ежедневно трудятся
и не имеют времени на скуку, — их преимущество перед «благородными». Но Маша
не хочет этого понимать. Выясняется, что она не столько любила Мисаила, сколько
хотела свободы и самостоятельности. Она птица другого полета. Однажды она
уезжает и не возвращается. Мисаил получает письмо, где она пишет, что едет
с отцом в Америку и просит развода. Мисаил тяжело переживает; с потерей Маши
как бы кончается все светлое в его жизни и наступают серые будни, начинается
просто «жизнь» без надежд и идеалов.
«Жизнь» осложняется тем, что
сестра Мисаила ушла от отца и живет с братом. Она беременна от доктора и больна
чахоткой. Мисаил просит отца позаботиться о ней, но тот прогоняет сына и не
желает простить дочь. Прокофий, сын няни, тоже требует, чтобы Мисаил с беременной
сестрой покинул его дом, ибо — «за такую юдоль люди не похвалят ни нас, ни
вас». А вот Редька — жалеет Мисаила и сестру и осуждает доктора: «Ваше высокоблагородие,
не будет вам царства небесного!» Доктор шутливо парирует: «Что же делать,
надо быть кому-нибудь и в аду».
Последняя глава рассказа —
своеобразный эпилог. Рассказчик «постарел, стал молчалив, суров»; он работает
подрядчиком вместо Редьки. В доме отца не бывает. Его жена живет за границей.
Сестра умерла, оставив дочь. Вместе с малюткой Мисаил по праздникам ходит
на могилу сестры и иногда встречает там Анюту Благово. Она, видимо, по-прежнему
любит Мисаила и по-прежнему скрывает это. Лаская маленькую дочь Клеопатры,
племянницу Мисаила, она дает волю чувствам, но — едва входят в город, становится
строга и холодна, словно между ней и девочкой ничего не было.
П. В. Басинский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|