Антон
Павлович Чехов 1860 – 1904
Степь.
История одной поездки — Повесть (1888)
Из уездного города N-ской
губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец
Иван Иванович Кузьмичев, настоятель N-ской церкви
о. Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») и племянник Кузьмичева
мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского
секретаря и родной сестрой Кузьмичева, поступать в гимназию в большой город.
Кузьмичев и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути.
Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но
о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье — свет, а
неученье тьма. Сам о. Христофор образован: «Пятнадцати лет мне еще не было,
а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски». Он мог
сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее
ученье. Кузьмичев же против лишнего образования и считает отправку Егорушки
в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.
Кузьмичев и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого
в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый
двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком
(ему он отдает пряник, предназначенный для больного сына Наума). Он «маленький
человек», для которого Кузьмичев и священник — настоящие «господа». Кроме
жены и детей в его доме живет его брат Соломон, гордый и обиженный на весь
мир человек. Он сжег свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался
приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и подобие мазохистского
наслаждения. Моисей Моисеич его ругает, о. Христофор жалеет, а Кузьмичев презирает.
Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня
Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит
Кузьмичев, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «...молодая да глупая.
В голове ветер так и ходит».
Догнали обоз. Кузьмичев оставляет
мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно
Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень
степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком
на черенке и пьет воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком;
Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы
он не избаловался дома; Васей; бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим
от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком...
Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше
и пошли работать в обоз из-за нужды.
Большое место в повести занимают
описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры
обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы
из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов
и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах. Там непременно
жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что
все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то
он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой
жизни. Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится
с русским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает
таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко
от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом
лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и «не
от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы. Ему
«скучно», и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это,
по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит
прошения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех
этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.
Подъезжая к городу, они наконец
встречают «того самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и
который к концу повести приобрел некий мифологический оттенок. На самом деле
— это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками,
и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван
Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким Моисей Моисеич казался
на фоне самого Кузьмичева
По дороге во время грозы Егорушка
простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен,
что ко всем хлопотам добавляется еще и забота об устройстве племянника. Они
с о. Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичев
жалеет, что часть шерсти продал еще дома по более низкой цене. Он думает только
о деньгах и этим сильно отличается от о. Христофора, который умеет сочетать
необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям,
почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он
самый гармоничный.
Егорушку пристраивают у старой
подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный
дом зятю и живет с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов
и цветов». Кузьмичев будет платить ей за содержание мальчика десять рублей
в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приемные экзамены.
Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичев и о. Христофор уезжают. Мальчик
почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит. «Егорушка почувствовал,
что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих
пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами
приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него...
Какова-то будет эта жизнь?»
П. В. Басинский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|