Петр
Дмитриевич Боборыкин 1836 – 1921
Жертва
вечерняя — Роман в четырех книгах (1867)
Дождливым ноябрьским вечером
186* г. в Петербурге Марья Михайловна — двадцатитрехлетняя богатая вдова гвардейского
адъютанта — начинает вести интимный дневник, чтобы разобраться в причинах
своего постоянно дурного настроения. Выясняется, что мужа она никогда не любила,
что с сыном, трехлетним «кислым» Во-лодькой, ей скучно, а столичный свет не
предоставляет никаких развлечений, кроме выездов в Михайловский театр на спектакли
с канканами. Хандры не развеивает ни письмо, полученное Марьей Михайловной
из Парижа от двоюродного брата Степы Лабазина, ставшего за время их разлуки
«философом» и «физикусом», ни ее визит к замужней светской приятельнице Софи.
Застав Софи с любовником, рассказчица делает ей строгий выговор, хотя и догадывается
сама, что скорее завидует чужому, пусть прошлому, но все-таки счастью. Определенную
новизну в жизнь Марьи Михайловны вносит, правда, знакомство с «умничающей»
Плавиковой, в чьем салоне по четвергам собираются разные «сочинители», и в
их числе сорокалетний (т. е. сильно немолодой уже) романист Домбрович. Поддавшись
праздному любопытству, рассказчица тоже начинает читать европейские журналы,
пытается поддерживать разговоры о философии Б. Спинозы и вообще об «умном»,
но жгучий интерес у нее вызывает только образ жизни содержанок-француженок,
к которым, напрочь забывая о светских дамах, так тянутся мужчины. Для того
чтобы познакомиться с Clemence, самой блистательной
из этих куртизанок, она ездит по рождественским маскарадам, всюду встречая
Домбровича. Даже Clemence, когда их знакомство наконец
состоялось, говорит по преимуществу о Домбровиче, подчеркивая, что он намного
выше всех светских франтов. Домбрович, с которым рассказчица видится все чаще,
действительно не обманывает ожиданий: он обаятелен, тактичен, остроумен, способен
часами увлекательно рассуждать и о писателях, и о людях света, и о самом себе.
«Поговоривши с ним, как-то успокаиваешься и миришься с жизнью», — заносит
рассказчица в дневник, замечая, что о многом она начинает судить так же, как
ее новый знакомый. Дневник заполняют размышления о женщинах — «синих чулках»
и «нигилистках», рассказы о спиритических сеансах, светские сплетни, но с
каждой новой записью центральным героем все более и более становится Домбрович.
Он вспоминает о своих встречах с Лермонтовым, сурово оценивает Тургенева и
других современных беллетристов, доказывает, сколь вредны умным женщинам узы
брака, и исподволь учит Марью Михайловну искусству «срывать цветы удовольствия»
так, чтобы «овцы были целы и волки сыты».
Спустя два месяца после знакомства
происходит неизбежное: оказавшись впервые в квартире Домбровича и позволив
себе шампанского за завтраком, рассказчица отдается своему учителю. Сначала
она, разумеется, чувствует себя обесчещенной и едва ли не изнасилованной:
«И это делается среди белого дня... Тонкий, цивилизованный человек поступает
с вами, как с падшею женщиною», — но довольно быстро успокаивается, поскольку
«ничего уже воротить нельзя», а еще через несколько дней записывает в дневнике:
«Что тут жеманничать? Скажем сразу: я не могу без него! Так должно было случиться!»
Не раскрывая своей тайны, Марья Михайловна и Домбрович почти каждовечерне
видятся в светском обществе, причем, следуя толковым советам своего наставника,
наша рассказчица пользуется отныне и у «молокососов», и у сановников несравненно
большим успехом, чем прежде. В ее жизни наконец-то появился смысл, а неделя
теперь так набита делами, что время летит точно с экстренным поездом: заботы
об эффектных нарядах, визиты, хлопоты по патронированию сиротского приюта,
театр. Но самое главное: дважды в неделю встречаясь с любовником у себя дома,
в остальные дни Марья Михайловна, заявив прислуге, что ей нужно в Гостиный
двор за покупками, украдкой спешит в Толмазов переулок, где Домбрович специально
для интимных свиданий снимает комнатку с мебелью. Обучение «по части клубнички»,
как выражается Домбрович, идет полным ходом: опытный соблазнитель сначала
знакомит свою ученицу с романом Ш. де Лакло «Опасные связи», «Исповедью» Ж.
Ж. Руссо, другими скандальными книжками, а затем уговаривает ее принять участие
в тайных вечеринках, где пятеро распутных аристократок, слывущих в свете жеманницами
и самыми неприступными женщинами столицы, встречаются со своими любовниками.
Шампанское, соблазнительные туалеты, канкан, сочинение акростихов на разные
неприличные слова, застольные рассказы о том, кто как и когда потерял невинность,
— вот мир сладкого порока, в который стала погружаться Марья Михайловна. И,
наверное, погрузилась бы с головой, если бы в один из вечеров, когда ужин
столичных сатиров и вакханок перешел в настоящую оргию, среди пирующих не
появился вдруг добродетельный Степа Лабазин. Оказывается, он только что вернулся
из заграничных странствий и, узнав от горничной Ариши, что Марья Михайловна
очутилась в пучине разврата, незамедлительно помчался ее спасать. Пробужденной
стыдливости и раскаянью нашей рассказчицы нет предела. В присутствии Степы
она раз и навсегда разрывает свои отношения с Домбровичем — человеком, вне
всякого сомнения, ярким, талантливым, но, как и все люди сороковых годов,
изолгавшимся, развращенным и до крайности эгоистичным. Теперь Марье Михайловне,
проведшей несколько дней в беседах с резонером Степой, хочется обрести «цельное
мировоззрение» и, забыв о том, что существуют на свете мужчины, встать на
стезю подвижничества и заботы о ближних. По совету Степы она знакомится с
некоей Лизаветой Петровной, которая раздала бедным все свое состояние и посвятила
себя перевоспитанию падших девушек. Вместе с новой наставницей рассказчица
посещает больницы, ночлежки, солдатские и, напротив, шикарные увеселительные
дома, скандаля всюду с притоносодержательницами и словом любви пытаясь возродить
проституток к новой, честной жизни. Глазам Марьи Михайловны открываются и
несчастные русские девушки, которых, как ей кажется, на путь порока толкнула
только ужасающая бедность, и целая галерея француженок, немок, англичанок,
приехавших в петербургские бордели специально за тем, чтобы заработать себе
приданое или деньги на обеспеченную старость. С патриотическим желанием спасать
именно заблудших Матреш, Аннушек, Палаш рассказчица создает что-то вроде исправительного
дома, учит девушек грамоте и азам добродетели, но вскоре убеждается, что ее
подопечные либо вновь норовят пуститься в загул, либо всякими правдами и неправдами
вымогают у нее деньги. Разочаровавшись в перспективах подвижничества и обстоятельно
поговорив с неизменным советником Степой, Марья Михайловна приходит к выводу,
что многие женщины промышляют собою вовсе не из-за нищеты, а ради наслаждения,
ради веселой жизни и что свою любовь ей лучше обратить не на них, а на своего
родного сына.
Планам уехать из Петербурга
за границу мешает неожиданная болезнь ребенка. Марья Михайловна, даже и не
ожидавшая от себя, что она так сильно полюбит своего «кислого» Володьку, решает
провести лето на даче под Ораниенбаумом, подальше от столичной «ярмарки тщеславия».
Степа поселяется с ними под одной кровлей, продолжая работу по просвещению
двоюродной сестрицы в духе позитивизма шестидесятых годов. Марья Михайловна,
признающаяся, что она была всегда равнодушна к природе, к музыке и к стихам,
под воздействием бесед со Степой развивается и эмоционально, и интеллектуально.
Читает она уже не французские романы, а «Накануне» И. Тургенева, «Басни» Лафонтена,
«Гамлет» В. Шекспира, прочие умные книги. Но чуть-чуть все-таки страдает от
того, что вокруг нет никого, кто смог бы оценить ее как женщину. Перемену
в добропорядочную и пресноватую жизнь вносит знакомство с Александром Петровичем
Кротковым. Этот двадцатишестилетний ученый, знакомец Степы по заграничной
жизни, тоже поселился на лето у своей кузины под Ораниенбаумом. Он презирает
женщин, что поначалу задевает, а затем раззадоривает нашу рассказчицу. Ее
дневник заполняется пересказом рассуждений Кроткова о науке, космополитизме,
женской эмансипации и других важных вещах. Марья Михайловна теряет обретенное
с трудом равновесие. Она вновь влюблена и бесится при одной только мысли:
«Этот человек ходит теперь по Петербургу, курит свои сигары, читает книжки
и столько же думает обо мне, как о китайском императоре». Впрочем, Александр
Петрович, кажется, вполне готов соединить свою судьбу с судьбою рассказчицы,
но... Итогом будет брак скорее по расчету, в лучшем случае, по сердечной склонности,
а никак не по страсти, и эта эмоциональная снисходительность избранника решительно
не устраивает Марью Михайловну. Она то мечтает о союзе равных, то сходит с
ума от страсти, и дневник превращается в череду горячечных признаний, обвинений
и самообвинений, мыслей о том, что вся жизнь рассказчицы «одно блуждание,
одна беспомощная и безысходная слабость духа», а во всех ее «поступках, мыслях,
словах, увлечениях одни только инстинкты». Жить больше явно незачем. Поэтому,
решив покончить с собою, Марья Михайловна делает прощальные визиты, прощается
со святой в ее самообмане Лизаветой Петровной, объезжает напоследок все петербургские
театры, в том числе и Александринку, где шла «Гроза» А. Островского, и...
В очередной раз отвернувшись от кротковских признаний в любви, отказавшись
выслушать все привычные резоны Степы, Марья Михайловна целует спящего в кроватке
сына и заново перечитывает завещание, записанное под ее диктовку верным Степой.
Судьба Володьки вверена в этом завещании Александру Петровичу Кроткову. Дневник
должен быть передан сыну, «когда он в состоянии будет понимать его. В нем
он найдет объяснение и, быть может, добрый житейский урок». А сама рассказчица
принимает яд, уходя из жизни с улыбкой на губах и шекспировским двустишием
из «Гамлета»: «Как такой развязки не жаждать? Умереть, уснуть».
С. И. Чупринин
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|