Евгений
Абрамович Баратынский 1800 – 1844
Бал
— Поэма (1828)
Поэма начинается описанием
московского бала. Гости съехались, пожилые дамы в пышных уборах сидят около
стен и смотрят на толпу с «тупым вниманием». Вельможи в лентах и звездах сидят
за картами и иногда приходят взглянуть на танцующих. Молодые красавицы кружатся,
«Гусар крутит свои усы, / Писатель чопорно острится». Вдруг все смутились;
посыпались вопросы. Княгиня Нина вдруг уехала с бала. «В кадрили весело вертясь,
/ Вдруг помертвела! — Что причиной? / Ах, Боже мой! Скажите, князь, / Скажите,
что с княгиней Ниной, / Женою вашею?» — «Бог весть», — отвечает с супружеским
равнодушием князь, занятый своим бостоном. Поэт отвечает вместо князя. Ответ
и составляет поэму.
О черноглазой красавице княгине
Нине много злословят, и не без причины: дом ее еще недавно был наполнен и
записными волокитами, и миловидными юношами, соблазнительные связи сменяли
одна другую; к истинной любви Нина, кажется, не способна: «В ней жар упившейся
вакханки, / Горячки жар — не жар любви». В своих любовниках она видит не их
самих, но «своенравный лик», созданный в ее мечтах; очарование проходит, и
она оставляет их холодно и без сожаления.
Но недавно жизнь Нины изменилась:
«посланник рока ей предстал».
Арсений недавно вернулся из
чужих краев. В нем нет изнеженной красоты обычных посетителей дома Нины; на
его лице следы тяжелого опыта, в его глазах «беспечность мрачная», на губах
не улыбка, а усмешка. В разговорах Арсений обнаруживает знание людей, его
шутки лукавы и остры, он разборчиво судит об искусстве; он сдержан и внешне
холоден, но видно, что он способен испытывать сильные чувства.
Достаточно опытный, Арсений
не сразу поддается обаянию Нины, хотя та и употребляет все известные ей средства,
чтобы привлечь его; наконец «всемогущее мгновенье» сближает их. Нина «полна
блаженства жизни новой»; но Арсений уже через два-три дня опять таков, как
прежде: суровый, унылый и рассеянный. Все попытки Нины развлечь его бесполезны.
Наконец она требует объяснений:
«Скажи, за что твое презренье?» Нина боится, что Арсения отталкивает мысль
о ее бурном прошлом; воспоминания тяжелы и ей самой. Она просит Арсения бежать
с нею — хотя бы в Италию, которую он так любит — и там, в безвестности и спокойствии,
провести остаток жизни. Арсений молчит, и Нина не может не заметить «упорного
холода» его души; отчаявшаяся Нина плачет и называет свою несчастную любовь
казнью свыше за грехи. Тут уверениями в любви Арсений на время успокаивает
Нину.
На следующий вечер любовники
мирно сидят в доме Нины; Нина дремлет, Арсений в задумчивости что-то небрежно
рисует на визитной карточке и вдруг нечаянно восклицает: «Как похож!» Нина
уверена, что Арсений рисовал ее портрет; смотрит — и видит женщину, вовсе
на нее не похожую: «жеманная девчонка / Со сладкой глупостью в глазах, / В
кудрях мохнатых, как болонка, / С улыбкой сонной на устах!» Сначала Нина гордо
заявляет, что не верит, чтобы такая могла быть соперницей для нее; но ревность
мучает ее: лицо мертвенно бледно и покрылось холодным потом, она чуть дышит,
губы посинели, и на «долгое мгновенье» она почти теряет дар речи. Наконец
Нина умоляет Арсения рассказать ей все, признается, что ревность убивает ее,
и говорит, между прочим, что у нее есть кольцо с ядом — талисман Востока.
Арсений берет Нину за руку
и рассказывает, что у него была невеста Ольга, голубоглазая и кудрявая; он
рос с ней вместе. После помолвки Арсений ввел в дом Ольги своего друга и вскоре
приревновал к нему; на укоризны Арсения Ольга отвечает «детским смехом»; взбешенный
Арсений оставляет ее, затевает ссору с соперником, они стреляются, Арсений
тяжело ранен. Выздоровев, Арсений уезжает за границу. Впервые утешиться, по
его словам, он смог только с Ниной. На исповедь Арсения Нина не отвечает ничего;
видно только, что она измучена.
Еще несколько недель прошли
в размолвках и «несчастливых» примирениях. Однажды — Арсений не был у Нины
уже несколько дней — Нине принесли письмо, в нем Арсений прощался с ней: он
встретил Ольгу и понял, что его ревность была «неправой и смешною».
Нина не выезжает и никого
не принимает, отказывается от пищи и «недвижная, немая, / Сидит и с места
одного / Не сводит взора своего». Вдруг к ней приходит муж: смущенный странным
поведением Нины, он упрекает ее за «причуды» и зовет на бал, где, между прочим,
должны быть молодые — Арсений с Ольгой. «Странно оживясь», Нина соглашается,
принимается за давно забытые наряды и, видя, как она подурнела, решается впервые
нарумяниться, чтобы не дать молодой сопернице торжествовать над нею. Однако
выдержать бал у нее не было силы: ей стало дурно, и она уезжает домой.
Глубокая ночь. В спальне Нины
слабо горит лампада перед иконой. «Кругом глубокий, мертвый сон!» Княгиня
сидит «недвижима», в бальном наряде. Появляется старая няня Нины, поправляет
лампаду, «и свет нежданный и живой / Вдруг озаряет весь покой». Помолившись,
няня собирается уходить, вдруг замечает Нину и начинает жалеть и упрекать
ее: «И что в судьбе твоей худого? <...> Ты позабыла Бога...» Целуя на
прощанье руку Нины, няня чувствует, что та «ледяно-холодна», взглянувши в
лицо, видит: «На ней поспешный смерти ход: / Глаза стоят, и в пене рот...»
Нина исполнила данное Арсению обещание и отравилась.
Поэма кончается сатирическим
описанием пышных похорон: к дому князя съезжается одна карета за другою; важное
молчание толпы сменяется шумным говором, и сам вдовец вскоре уже занят «жарким
богословским преньем» с каким-то ханжой. Нину хоронят мирно, как христианку:
о ее самоубийстве свет не узнал. Поэт, который обедал у нее по четвергам,
лишенный обедов, почтил ее память стишками; их напечатали в «Дамском журнале».
Г. В. Зыкова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|